Меня таки вынудили написать на этот фильм пространную рецензию. Во-первых, мы сегодня сходили во второй раз и вернулись всё в таком же абсолютном восторге, а во-вторых - встретились мне два поста, вызвавшие откровенное недоумение.
Право, мне жаль тех, кто, посмотрев пиратскую экранку, увидел в этом фильме лишь красивую картинку и сморщил нос: "Фи, дерьмо, не пойду в кино". Равно как и других... Тех, о ком речь пойдёт во второй части поста. Но сперва разберёмся с первой - с самим фильмом. Я даже не буду говорить о великолепно проработанном мире, потрясающем проникновении в него и замечательных спецэффектах. Это - само собой разумеется, особенно для тех, кто в кино таки был. Потому что никакое "достаточно" хорошее качество и перевод не заменят полного погружения в экран 3D-формата.
А говорить я буду, как ни странно, о сюжете. Да, он банален. Как и все сюжеты в этом мире. Что ли, нет? Главный герой попадает в другой мир и всех спасает - полно. Благородный разбойник грабит богатых и кормит бедных - до фига. Всеми забитый гений умирает в нищете или, наоборот, возносится на пьедестал - пруд пруди. Детективы вообще все на один сюжет: преступник нарушает закон, служитель порядка ловит преступника. А уж историй любви сколько - и все, по глубинной сути своей, одинаковые! И ведь по большей части везде добро побеждает зло и всё заканчивается хэппи-эндом - вообще не продохнуть от таких фильмов! Банально, не правда ли? Но почему-то каждый раз хочется смотреть. Потому что эти ценности вечны. Победа добра, победа справедливости, победа истинной любви, победа мужества, благородства и чести. Это всегда актуально. Как и сюжет "Аватара" - тем более, в наше время.
И - да, это не высокоинтеллектуальное кино. Это - высокодуховное кино. Но я попробую объяснить словами для разума то, что чувствуется и понимается сердцем. То, что скрыто за "красивой картинкой" нарисованного мира.
Про идеи сюжета.Если сесть и подумать, то в "Аватаре" раскрывается очень даже немало идей, над которыми всем стоит поразмыслить. Первая, естественно, - противостояние Природы и Машины. Эту идею развивал ещё Профессор Толкин, всячески упирая на то, что Саруман, пошедший на поводу у Зла, сверх меры пристрастился к разным механическим приспособлениям. Конечно, я не говорю о том, что надо резко изничтожить всю технику, и в фильме об этом ни слова нет. Но Машина, мёртвая и частенько уродливая, не должна губить Природу - живую и гармоничную. Об этом я и во второй части поста говорить буду. Мир вокруг нас - жив. Нам стоит об этом помнить.
И ещё об одной вещи всем жителям Земли следует помнить постоянно. Человек - не царь Вселенной. Есть нечто превыше. В фильме это - Эйва. Кроме того, в эту идею входят поговорки про чужой монастырь со своим уставом и про известную песочницу. Есть у людей склонность приходить в чужой мир, где их никто не ждёт, и пытаться перекраивать его по своему разумению, не обращая внимания на протесты местных жителей, искони его населяющих. А ведь люди не имеют на это права. Они - не властители Вселенной, она им не принадлежит. Кто сказал, что то, что удобно для них, - совершенно по всем статьям?
Человек вообще не совершенен. А зачастую - слеп. Потому что призма нашего восприятия не всегда верно передаёт истинную суть вещей. Из окон своей базы люди видят на'ви тупыми дикарями, не знающими дорог, школ, больниц, джинсов и пива. А на самом деле - так ли это? И такое ли большое благо для народа Оматикайя те же самые дороги, если их крепкие, тренированные тела приспособлены к жизни на деревьях гораздо лучше? Кроме того, вспомним сцену, когда Джейк отмахивается факелом от собакоподобных монстриков, а потом его факел гаснет, и он с изумлением понимает, что вокруг светло и без него - и куда красивее. Кстати, идея о призме восприятия прослеживается и в образе доктора Грейс. Она видит вокруг лишь биохимические и электромагнитные реакции, сравнивает "сеть" Эйвы с компьютерной - и лишь перед самым уходом в неё смотрит глубже и понимает, что это - жизнь, разум и душа.
С этой идеей тесно переплетается ещё одна, а именно - пустой сосуд легче заполнить. Посмотрите сами: учёные, готовившиеся к жизни средь на'ви, не достигли и половины таких результатов, как бывший морпех, совсем ничего о них не знающий. Потому что учёные пропускали все сведения о народе Оматикайя сквозь призму собственного сознания, примеряли к ним человеческие мерки, смотрели на них своими глазами. А Джейка начали учить с чистого листа - как младенца, начиная с ходьбы. Его разум был открыт к новому, он учился, как надо, а не как думал, что надо. Он познавал жизнь на'ви изнутри, с самых азов, не преодолевая барьеров собственного сознания, не узнавая с удивлением, что, оказывается, его представления о каких-то их обычаях были ошибочными. Это точно так же, как и с языками: в двуязычных семьях, например, дети учат второй язык как родной, а не как иностранный, и достигают куда больших успехов. А если тебе, скажем, неправильно поставят произношение, переучиваться потом будет очень сложно. Недаром ведь у нас на инфаке на первом курсе всем говорят: "Забудьте всё, что было раньше". И начинают с азов - с фонетики.
Но мы идём дальше. А дальше у нас встают идеи, на которые я обратила внимание после прочтения второго из озадачивших меня постов. Противостояние верности воинскому долгу и собственной совести, уже неоднократно поднимавшаяся как в искусстве, так и в жизни, и - мостик между цивилизациями. Об этом подробнее я буду говорить ниже.
Ну, и последняя идея, о которой я напишу, чтобы вас не утомлять (ибо их там ещё не одна зарыта), - это идея грамотного использования силы. Выражается она одной-единственной фразой: "Кончилось Время Скорби - Турук'Макто был больше не нужен". И кадром турука, которого Джейк отпустил в свободный полёт. Ведь в самом деле - что было бы, если бы он его оставил при себе? Турук - это не просто гигантская мощь, это символ. Наездник Последней Тени - неоспоримый лидер, способный при недостаточном почтении ещё и силой припугнуть (как бы подумали об этом те же земляне). Это - олицетворение военной мощи. Но зачем он нужен, когда вокруг мир? Власть развращает, а ненужная демонстрация разрушительной силы оставляет нехороший отпечаток на мирной жизни.
Неоднократно упоминавшаяся вторая часть поста.А теперь - о другом. Обнаружилось, что хвалебным отзывам об "Аватаре" полярны другие - в которых сей фильм именуется апологетом подлости и предательства. В частности, Сергей Лукьяненко называет Джейка Салли ренегатом, предавшим своих и свою планету. Правда, узнать об этом было неприятно, но неудивительно - у него во всех бедах Чужие виноваты, а человек - всегда царь Вселенной. И сейчас я пройдусь не по его посту (более того, я его вообще не читала), а по другому.
Тайрэн, вынуждена сообщить, что тот пост, на который ты давала ссылку на дневнике Тхэрр, писал махровый ксенофоб-милитарист, намутивший перегибов, да к тому же - невнимательно смотревший фильм. Я поднимать ему посещаемость не собираюсь, просто разберу кое-какие цитатсы.
Тем не менее, на фразу полковника: «Что заставило тебя изменить своей Родине?» не следует гневной отповеди, мол — вы своих абрамовичей с Родиной не ровняйте. Чует кошка, чье мясо съела.
Миль пардон, вопрос сей задаётся во время боя. Неужели автор думает, что бывший морпех купится на попытку его отвлечь и дезориентировать и начнёт распинаться пространными дифирамбами? Ему просто некогда.
Думаете, в тупом служаке в результате приступа гуманизма внезапно проснулась любовь к синемордым гигантам, вытиравшим задницу пальмовым листочком? <...> Стоит ли искать в Джейке Салли несвойственые ему нравственные терзания? Мне кажется, что все куда проще — перед парнем просто открылся путь устроить свое личное счастье, предав интересы тех, кому он служил раньше.
Вот не надо ля-ля. Вылечить ноги ему обещали и люди. И с чего автор решил, что Джейк - тупой служака? С братом-то учёным. Почему ему отказывают в наличии интеллекта, понимающей души и чистого сердца, скрывавшихся до поры до времени за бронёй солдафонства? Почему отрицается тот факт, что соприкосновение с чудом (а Эйва - это действительно чудо) может перевернуть человеку всю жизнь и заставить задуматься над тем, что раньше казалось ему очевидным? Зачем автор поста превращает человека в животное, созданное для удовлетворения первичных потребностей?
Но, может быть, ты, причастившись туземной мудрости, теперь пойдешь к людям, рассказывая им, как превратить свою планету в цветущий сад, приложишь руки к тому, чтобы сделать жизнь своих братьев и сестер столь же гармоничной? Нет? Умерла, так умерла? Лишь бы тебе было хорошо и наплевать, как это отольется людям?
Вот интересно, а почему автор решил, что Джейк этого не сделает? Только потому, что он стал одним из Оматикайя - теперь и телесно? Тем самым "предав человеческую расу"? А вот давайте вернёмся к идее "мостик между цивилизациями". Джейк Салли - и есть этот мостик. Он - бывший человеком и ставший на'ви, знает оба этих мира. Он - свой для Оматикайя и отнюдь не чужой для людей, как бы нас в этом ни уверял автор поста. То, что он стал на'ви, означает, что они будут к нему прислушиваться. Считаться с его мнением. Обращать внимание на его советы. Ведь даже Грейс не обладала подобным статусом. А ведь на Пандоре остались люди - учёные. И, благодаря заступничеству Джейка, им наверняка будет позволено дальше изучать этот великолепный мир. Почему автор решил, что они совместными усилиями не добьются хоть чего-нибудь, что поможет Земле? Если, конечно, тамошние власти пропустят эти новации в массы, что тоже стоит под бо-ольшим вопросом - но автора почему-то не волнует.
Почему животного? А почему, собственно, вы считаете на`ви людьми?
На'ви - не люди. На'ви - это на'ви. А люди, между прочим, и есть животные - чисто в физиологическом смысле. Млекопитающие. Автора это не смущает?
Слово «сеть» означает не только систему коммуникации. Это и устройство, для того, чтобы спеленать кого-нибудь, подчинив своей воле. Если все живые организмы Пандоры так или иначе подключены к единому провайдеру, не сможет ли этот естественный монополист диктовать свои условия? Отчего, интересно, разъем на шее Нео, живущего в полной гармонии с Матрицей (она ему — пищу, он ей — энергию) - это зло, а точно такое же устройство на косичке дикаря-нави мы воспринимаем как что-то положительное?
Вот, пожалуйста, опять подтверждение идеи про призму восприятия. Во-первых, сетью Эйву назвала Грейс - человек. Человеку свойственно ошибаться. Во-вторых - не стоит путать подчинение и симбиоз. Вспомним слова из фильма: "Эйва не может быть ни на чьей стороне. Она хранит равновесие." Обязательно объявлять мудрое и гармоничное существо деспотом-кукловодом? Разъём на шее Нео и щупальца на конце кос на'ви, вообще-то, служат разным целям. Эти щупальца - просто ещё одна конечность, позволяющая установить телепатический контакт со всеми живыми организмами на Пандоре. Её предназначение - обмен знаниями и чувствами. И если ты считаешь, что, обладая такой "монополией", можно подчинять себе живые существа - не приписывай, пожалуйста, своё мнение другим.
Задача Камерона состояла в том, чтобы внедрить в голову миллионов зрителей простую мысль: европейская цивилизация — это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой.
Ну, и дальше идут тирады по поводу того, что нас хотят заставить вернуться в каменный век. А автору не приходит в голову, что этот фильм - не про то? Что это - глас вопиющего, призывающий просто вовремя остановиться, одуматься и не доуничтожать то, что осталось на Земле от природы? Что техника не должна возобладать над жизнью? Ведь от людей, оставшихся на Пандоре, не потребовали отказаться от собственных изобретений. Но радикально настроенному автору, похоже, и в голову не приходит, что голливудский фильм способен призывать к чему-то разумному.
Меж тем, эти, слабые духом, телом и умом, люди могут существовать лишь в очень узком диапазоне, который обеспечивается только при условии сохранения научно-технической цивилизации, которую мы называем европейской. Разрушим ее — умрем сами, другого не дано. Только цивилизация, не ждущая милостей от природы, а сеющая хлеб и разводящая скот, способна обеспечить прирост населения. Численность охотников и собирателей на`ви полностью зависит от капризов планеты. Сколько там было тех дикарей, когда вождь синекожих собрал на смертный бой 14 кланов? Около двух тысяч. Похоже, даже Гитлер с евреями обращался мягче, чем мать-Пандора со своими питомцами.
Повторяю - нет там никакого призыва к уничтожению научно-технической цивилизации. А что до численности на'ви... Две тысячи - только воинов. Собранных за один день и одну ночь. А Пандора - немаленькая планетка, на икраме за сутки не облетишь. Кого успели - того позвали. Или мы уже не помним, что говорил земной полковник о двадцати тысячах на следующий день?
Ну, каким сокровенным знанием владеют дикари на`ви? Да никаким — та же ненависть, злоба, нежелание прислушаться к доводам рассудка, упертый фанатизм и нежелание идти на компромисс, что и в любом человеческом сообществе. Они прогоняют идеалистку-ученую Грейс, единственным желанием которой было стремление наладить диалог двух культур, демонстрируют стремление уничтожить аватара Салли, который вообще ничего не успел сделать, кроме как заблудиться в лесу.
Угу, конечно. А если подумать? Сначала "учёной-идеалистке" никто не препятствовал - школу построили, языку обучались, фотографии делали - помните фотографии на дверце холодильника? А слова Грейс - помните? О том, что дипломатия дала бы больше плодов, если бы кой-какие идиоты не принялись в на'ви стрелять. Ку-ку, ребятушки. Отсюда и стрелы в колёсах грузовиков, отсюда и изгнание Грейс, отсюда и желание убить аватара Джейка. Сначала-то ведь всё было хорошо. Но военным всё неймётся! Как вы думаете, кто бы не проникся нехорошими чувствами к незваным, но сперва тепло принятым гостям, которые вместо благодарности принялись ездить по лесу на бульдозерах и палить направо-налево? На что боролись - на то и напоролись. Военные и бизнесмены с самого начала назвали на'ви врагами - и получили по полной программе.
Между прочим, даже выставленный воплощением зла полковник старался минимизировать потери среди туземцев — на`ви же в своей контратаке сразу стали бить на поражение, даже не попытавшись хотя бы ослепить земную технику, залив лобовые стекла вертолетов какой-нибудь непрозрачной дрянью и повредив сенсоры.
Старался минимизировать? Не смешите меня. А то мы не помним, как он рвался к боевым действиям, минуя дипломатию. А то мы не помним разговор о шумихе, которая поднимется в прессе, если случится геноцид. А то мы не понимаем, что слова полковника - всего лишь вынужденная мера, чтобы не запятнать репутацию искомого главы операции. И какие он потом песенки об уничтожении запел? А на'ви - простите, если вас безжалостно расстреливают, сбивая с икрамов боевыми снарядами насмерть, вы будете заботиться о сохранении жизни противника?
Вообще, вся эта бодяга насчёт предательства - этот тот самый выбор между воинским долгом и собственной совестью. Всё это неоднозначно и сурово. И японских самураев в пример приводить не надо, надо себя спросить: если тебе твой командир ни с того ни с сего прикажет застрелить собственную, ни в чём не повинную семью - ты застрелишь? Или не выполнишь приказа, автоматически делаясь предателем? Тут ведь тоже - Джейк правильно определил политику землян. Обнаружить у кого-то то, что нужно тебе, объявить его врагом, а потом - преспокойно грабить и убивать. Люди пришли на Пандору без спросу, с намерением обобрать её на ценные ресурсы. Для этого надо разобраться с местным населением, которое виновато только в том, что тут живёт. Так мало того, полковник, обещавший подождать, пока Джейк не пройдёт церемонию и не уговорит на'ви на переселение, ввёл в действие бульдозеры преждевременно, чуть не задавив самого Салли. Слегка перефразируя выражение автора поста, жизнь солдата - ничто, бабы новых нарожают. Правда, захватнические амбиции землян сам автор всеми руками поддерживает, утверждая в комментах, что ему самому хотелось бы покорять планеты. Ага. Покорять - сиречь, завоёвывать? Я ж говорю, милитарист.
А по поводу всей этой ситуации и "животных-на'ви"... Очень хотелось мне ему один коммент оставить, но я себя пересилила и не влезла в это болото - ибо всё равно бесполезно. Напишу тут.
Хорошо, на'ви - дикари и животные. Допустим. И надо их потеснить, не развалятся, всё равно ж никакими сакральными знаниями не обладают. А вот спускается на Землю некая инопланетная цивилизация, обошедшая людей в плане развития не на голову, а на целых десять, этакие сгустки энергетические, обладающие всякими-разными достоинствами, научно-техническим и ментально-духовным прогрессом, ну чисто ангелы. И смотрят они - мать честная! Люди - это ж животные! Нет, ну вы гляньте сами - из плоти и крови, детей собственным телом кормят, спариваются примитивным методом, повинуются инстинктам, говорят грубыми словами заместо телепатии, а уж дикари какие - и воюют-то между собой, и промышленность у них отсталая, и культура никакая, какое уж там сакральное знание? Тьфу! А сидят эти людишки на полезных ископаемых, которые ещё не все в своей жадности из недр земных выжрали. А ведь инопланетянам они нужнее! Сталбыть, надо людишек куда-нибудь потеснить. Вон, Японию с Австралией заселить по самое не хочу, например. А если не пожелают уходить - так пару столиц мировых взорвать, вместе со всем культурным наследием, делов-то. И плевать, что они живут в этом мире. Дикари ж, право слово. Вообще, хорошо бы их напрочь с лица земли стереть, а то бегают тут, мешаются, пуляются своими смешными ядерными ракетами...
Похоже на что-то, не правда ли? Интересно, какая бы тогда на это реакция последовала?
Короче говоря, в итоге я прихожу к мысли о том, что автор поста - не только ксенофоб-милитарист, но и мастер негативной гиперболизации. Так можно любой фильм наизнанку вывернуть и всякую заразу понаходить. Было бы желание. Одно радует - с ним не все соглашаются, хотя и таких полно. Но я так скажу: раз есть люди вроде доктора Грейс и Джейка Салли - значит, для человечества ещё не всё потеряно.
А "Аватар" - имхо, прекрасен и гениален.
Право, мне жаль тех, кто, посмотрев пиратскую экранку, увидел в этом фильме лишь красивую картинку и сморщил нос: "Фи, дерьмо, не пойду в кино". Равно как и других... Тех, о ком речь пойдёт во второй части поста. Но сперва разберёмся с первой - с самим фильмом. Я даже не буду говорить о великолепно проработанном мире, потрясающем проникновении в него и замечательных спецэффектах. Это - само собой разумеется, особенно для тех, кто в кино таки был. Потому что никакое "достаточно" хорошее качество и перевод не заменят полного погружения в экран 3D-формата.
А говорить я буду, как ни странно, о сюжете. Да, он банален. Как и все сюжеты в этом мире. Что ли, нет? Главный герой попадает в другой мир и всех спасает - полно. Благородный разбойник грабит богатых и кормит бедных - до фига. Всеми забитый гений умирает в нищете или, наоборот, возносится на пьедестал - пруд пруди. Детективы вообще все на один сюжет: преступник нарушает закон, служитель порядка ловит преступника. А уж историй любви сколько - и все, по глубинной сути своей, одинаковые! И ведь по большей части везде добро побеждает зло и всё заканчивается хэппи-эндом - вообще не продохнуть от таких фильмов! Банально, не правда ли? Но почему-то каждый раз хочется смотреть. Потому что эти ценности вечны. Победа добра, победа справедливости, победа истинной любви, победа мужества, благородства и чести. Это всегда актуально. Как и сюжет "Аватара" - тем более, в наше время.
И - да, это не высокоинтеллектуальное кино. Это - высокодуховное кино. Но я попробую объяснить словами для разума то, что чувствуется и понимается сердцем. То, что скрыто за "красивой картинкой" нарисованного мира.
Про идеи сюжета.Если сесть и подумать, то в "Аватаре" раскрывается очень даже немало идей, над которыми всем стоит поразмыслить. Первая, естественно, - противостояние Природы и Машины. Эту идею развивал ещё Профессор Толкин, всячески упирая на то, что Саруман, пошедший на поводу у Зла, сверх меры пристрастился к разным механическим приспособлениям. Конечно, я не говорю о том, что надо резко изничтожить всю технику, и в фильме об этом ни слова нет. Но Машина, мёртвая и частенько уродливая, не должна губить Природу - живую и гармоничную. Об этом я и во второй части поста говорить буду. Мир вокруг нас - жив. Нам стоит об этом помнить.
И ещё об одной вещи всем жителям Земли следует помнить постоянно. Человек - не царь Вселенной. Есть нечто превыше. В фильме это - Эйва. Кроме того, в эту идею входят поговорки про чужой монастырь со своим уставом и про известную песочницу. Есть у людей склонность приходить в чужой мир, где их никто не ждёт, и пытаться перекраивать его по своему разумению, не обращая внимания на протесты местных жителей, искони его населяющих. А ведь люди не имеют на это права. Они - не властители Вселенной, она им не принадлежит. Кто сказал, что то, что удобно для них, - совершенно по всем статьям?
Человек вообще не совершенен. А зачастую - слеп. Потому что призма нашего восприятия не всегда верно передаёт истинную суть вещей. Из окон своей базы люди видят на'ви тупыми дикарями, не знающими дорог, школ, больниц, джинсов и пива. А на самом деле - так ли это? И такое ли большое благо для народа Оматикайя те же самые дороги, если их крепкие, тренированные тела приспособлены к жизни на деревьях гораздо лучше? Кроме того, вспомним сцену, когда Джейк отмахивается факелом от собакоподобных монстриков, а потом его факел гаснет, и он с изумлением понимает, что вокруг светло и без него - и куда красивее. Кстати, идея о призме восприятия прослеживается и в образе доктора Грейс. Она видит вокруг лишь биохимические и электромагнитные реакции, сравнивает "сеть" Эйвы с компьютерной - и лишь перед самым уходом в неё смотрит глубже и понимает, что это - жизнь, разум и душа.
С этой идеей тесно переплетается ещё одна, а именно - пустой сосуд легче заполнить. Посмотрите сами: учёные, готовившиеся к жизни средь на'ви, не достигли и половины таких результатов, как бывший морпех, совсем ничего о них не знающий. Потому что учёные пропускали все сведения о народе Оматикайя сквозь призму собственного сознания, примеряли к ним человеческие мерки, смотрели на них своими глазами. А Джейка начали учить с чистого листа - как младенца, начиная с ходьбы. Его разум был открыт к новому, он учился, как надо, а не как думал, что надо. Он познавал жизнь на'ви изнутри, с самых азов, не преодолевая барьеров собственного сознания, не узнавая с удивлением, что, оказывается, его представления о каких-то их обычаях были ошибочными. Это точно так же, как и с языками: в двуязычных семьях, например, дети учат второй язык как родной, а не как иностранный, и достигают куда больших успехов. А если тебе, скажем, неправильно поставят произношение, переучиваться потом будет очень сложно. Недаром ведь у нас на инфаке на первом курсе всем говорят: "Забудьте всё, что было раньше". И начинают с азов - с фонетики.
Но мы идём дальше. А дальше у нас встают идеи, на которые я обратила внимание после прочтения второго из озадачивших меня постов. Противостояние верности воинскому долгу и собственной совести, уже неоднократно поднимавшаяся как в искусстве, так и в жизни, и - мостик между цивилизациями. Об этом подробнее я буду говорить ниже.
Ну, и последняя идея, о которой я напишу, чтобы вас не утомлять (ибо их там ещё не одна зарыта), - это идея грамотного использования силы. Выражается она одной-единственной фразой: "Кончилось Время Скорби - Турук'Макто был больше не нужен". И кадром турука, которого Джейк отпустил в свободный полёт. Ведь в самом деле - что было бы, если бы он его оставил при себе? Турук - это не просто гигантская мощь, это символ. Наездник Последней Тени - неоспоримый лидер, способный при недостаточном почтении ещё и силой припугнуть (как бы подумали об этом те же земляне). Это - олицетворение военной мощи. Но зачем он нужен, когда вокруг мир? Власть развращает, а ненужная демонстрация разрушительной силы оставляет нехороший отпечаток на мирной жизни.
Неоднократно упоминавшаяся вторая часть поста.А теперь - о другом. Обнаружилось, что хвалебным отзывам об "Аватаре" полярны другие - в которых сей фильм именуется апологетом подлости и предательства. В частности, Сергей Лукьяненко называет Джейка Салли ренегатом, предавшим своих и свою планету. Правда, узнать об этом было неприятно, но неудивительно - у него во всех бедах Чужие виноваты, а человек - всегда царь Вселенной. И сейчас я пройдусь не по его посту (более того, я его вообще не читала), а по другому.
Тайрэн, вынуждена сообщить, что тот пост, на который ты давала ссылку на дневнике Тхэрр, писал махровый ксенофоб-милитарист, намутивший перегибов, да к тому же - невнимательно смотревший фильм. Я поднимать ему посещаемость не собираюсь, просто разберу кое-какие цитатсы.
Тем не менее, на фразу полковника: «Что заставило тебя изменить своей Родине?» не следует гневной отповеди, мол — вы своих абрамовичей с Родиной не ровняйте. Чует кошка, чье мясо съела.
Миль пардон, вопрос сей задаётся во время боя. Неужели автор думает, что бывший морпех купится на попытку его отвлечь и дезориентировать и начнёт распинаться пространными дифирамбами? Ему просто некогда.
Думаете, в тупом служаке в результате приступа гуманизма внезапно проснулась любовь к синемордым гигантам, вытиравшим задницу пальмовым листочком? <...> Стоит ли искать в Джейке Салли несвойственые ему нравственные терзания? Мне кажется, что все куда проще — перед парнем просто открылся путь устроить свое личное счастье, предав интересы тех, кому он служил раньше.
Вот не надо ля-ля. Вылечить ноги ему обещали и люди. И с чего автор решил, что Джейк - тупой служака? С братом-то учёным. Почему ему отказывают в наличии интеллекта, понимающей души и чистого сердца, скрывавшихся до поры до времени за бронёй солдафонства? Почему отрицается тот факт, что соприкосновение с чудом (а Эйва - это действительно чудо) может перевернуть человеку всю жизнь и заставить задуматься над тем, что раньше казалось ему очевидным? Зачем автор поста превращает человека в животное, созданное для удовлетворения первичных потребностей?
Но, может быть, ты, причастившись туземной мудрости, теперь пойдешь к людям, рассказывая им, как превратить свою планету в цветущий сад, приложишь руки к тому, чтобы сделать жизнь своих братьев и сестер столь же гармоничной? Нет? Умерла, так умерла? Лишь бы тебе было хорошо и наплевать, как это отольется людям?
Вот интересно, а почему автор решил, что Джейк этого не сделает? Только потому, что он стал одним из Оматикайя - теперь и телесно? Тем самым "предав человеческую расу"? А вот давайте вернёмся к идее "мостик между цивилизациями". Джейк Салли - и есть этот мостик. Он - бывший человеком и ставший на'ви, знает оба этих мира. Он - свой для Оматикайя и отнюдь не чужой для людей, как бы нас в этом ни уверял автор поста. То, что он стал на'ви, означает, что они будут к нему прислушиваться. Считаться с его мнением. Обращать внимание на его советы. Ведь даже Грейс не обладала подобным статусом. А ведь на Пандоре остались люди - учёные. И, благодаря заступничеству Джейка, им наверняка будет позволено дальше изучать этот великолепный мир. Почему автор решил, что они совместными усилиями не добьются хоть чего-нибудь, что поможет Земле? Если, конечно, тамошние власти пропустят эти новации в массы, что тоже стоит под бо-ольшим вопросом - но автора почему-то не волнует.
Почему животного? А почему, собственно, вы считаете на`ви людьми?
На'ви - не люди. На'ви - это на'ви. А люди, между прочим, и есть животные - чисто в физиологическом смысле. Млекопитающие. Автора это не смущает?
Слово «сеть» означает не только систему коммуникации. Это и устройство, для того, чтобы спеленать кого-нибудь, подчинив своей воле. Если все живые организмы Пандоры так или иначе подключены к единому провайдеру, не сможет ли этот естественный монополист диктовать свои условия? Отчего, интересно, разъем на шее Нео, живущего в полной гармонии с Матрицей (она ему — пищу, он ей — энергию) - это зло, а точно такое же устройство на косичке дикаря-нави мы воспринимаем как что-то положительное?
Вот, пожалуйста, опять подтверждение идеи про призму восприятия. Во-первых, сетью Эйву назвала Грейс - человек. Человеку свойственно ошибаться. Во-вторых - не стоит путать подчинение и симбиоз. Вспомним слова из фильма: "Эйва не может быть ни на чьей стороне. Она хранит равновесие." Обязательно объявлять мудрое и гармоничное существо деспотом-кукловодом? Разъём на шее Нео и щупальца на конце кос на'ви, вообще-то, служат разным целям. Эти щупальца - просто ещё одна конечность, позволяющая установить телепатический контакт со всеми живыми организмами на Пандоре. Её предназначение - обмен знаниями и чувствами. И если ты считаешь, что, обладая такой "монополией", можно подчинять себе живые существа - не приписывай, пожалуйста, своё мнение другим.
Задача Камерона состояла в том, чтобы внедрить в голову миллионов зрителей простую мысль: европейская цивилизация — это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой.
Ну, и дальше идут тирады по поводу того, что нас хотят заставить вернуться в каменный век. А автору не приходит в голову, что этот фильм - не про то? Что это - глас вопиющего, призывающий просто вовремя остановиться, одуматься и не доуничтожать то, что осталось на Земле от природы? Что техника не должна возобладать над жизнью? Ведь от людей, оставшихся на Пандоре, не потребовали отказаться от собственных изобретений. Но радикально настроенному автору, похоже, и в голову не приходит, что голливудский фильм способен призывать к чему-то разумному.
Меж тем, эти, слабые духом, телом и умом, люди могут существовать лишь в очень узком диапазоне, который обеспечивается только при условии сохранения научно-технической цивилизации, которую мы называем европейской. Разрушим ее — умрем сами, другого не дано. Только цивилизация, не ждущая милостей от природы, а сеющая хлеб и разводящая скот, способна обеспечить прирост населения. Численность охотников и собирателей на`ви полностью зависит от капризов планеты. Сколько там было тех дикарей, когда вождь синекожих собрал на смертный бой 14 кланов? Около двух тысяч. Похоже, даже Гитлер с евреями обращался мягче, чем мать-Пандора со своими питомцами.
Повторяю - нет там никакого призыва к уничтожению научно-технической цивилизации. А что до численности на'ви... Две тысячи - только воинов. Собранных за один день и одну ночь. А Пандора - немаленькая планетка, на икраме за сутки не облетишь. Кого успели - того позвали. Или мы уже не помним, что говорил земной полковник о двадцати тысячах на следующий день?
Ну, каким сокровенным знанием владеют дикари на`ви? Да никаким — та же ненависть, злоба, нежелание прислушаться к доводам рассудка, упертый фанатизм и нежелание идти на компромисс, что и в любом человеческом сообществе. Они прогоняют идеалистку-ученую Грейс, единственным желанием которой было стремление наладить диалог двух культур, демонстрируют стремление уничтожить аватара Салли, который вообще ничего не успел сделать, кроме как заблудиться в лесу.
Угу, конечно. А если подумать? Сначала "учёной-идеалистке" никто не препятствовал - школу построили, языку обучались, фотографии делали - помните фотографии на дверце холодильника? А слова Грейс - помните? О том, что дипломатия дала бы больше плодов, если бы кой-какие идиоты не принялись в на'ви стрелять. Ку-ку, ребятушки. Отсюда и стрелы в колёсах грузовиков, отсюда и изгнание Грейс, отсюда и желание убить аватара Джейка. Сначала-то ведь всё было хорошо. Но военным всё неймётся! Как вы думаете, кто бы не проникся нехорошими чувствами к незваным, но сперва тепло принятым гостям, которые вместо благодарности принялись ездить по лесу на бульдозерах и палить направо-налево? На что боролись - на то и напоролись. Военные и бизнесмены с самого начала назвали на'ви врагами - и получили по полной программе.
Между прочим, даже выставленный воплощением зла полковник старался минимизировать потери среди туземцев — на`ви же в своей контратаке сразу стали бить на поражение, даже не попытавшись хотя бы ослепить земную технику, залив лобовые стекла вертолетов какой-нибудь непрозрачной дрянью и повредив сенсоры.
Старался минимизировать? Не смешите меня. А то мы не помним, как он рвался к боевым действиям, минуя дипломатию. А то мы не помним разговор о шумихе, которая поднимется в прессе, если случится геноцид. А то мы не понимаем, что слова полковника - всего лишь вынужденная мера, чтобы не запятнать репутацию искомого главы операции. И какие он потом песенки об уничтожении запел? А на'ви - простите, если вас безжалостно расстреливают, сбивая с икрамов боевыми снарядами насмерть, вы будете заботиться о сохранении жизни противника?
Вообще, вся эта бодяга насчёт предательства - этот тот самый выбор между воинским долгом и собственной совестью. Всё это неоднозначно и сурово. И японских самураев в пример приводить не надо, надо себя спросить: если тебе твой командир ни с того ни с сего прикажет застрелить собственную, ни в чём не повинную семью - ты застрелишь? Или не выполнишь приказа, автоматически делаясь предателем? Тут ведь тоже - Джейк правильно определил политику землян. Обнаружить у кого-то то, что нужно тебе, объявить его врагом, а потом - преспокойно грабить и убивать. Люди пришли на Пандору без спросу, с намерением обобрать её на ценные ресурсы. Для этого надо разобраться с местным населением, которое виновато только в том, что тут живёт. Так мало того, полковник, обещавший подождать, пока Джейк не пройдёт церемонию и не уговорит на'ви на переселение, ввёл в действие бульдозеры преждевременно, чуть не задавив самого Салли. Слегка перефразируя выражение автора поста, жизнь солдата - ничто, бабы новых нарожают. Правда, захватнические амбиции землян сам автор всеми руками поддерживает, утверждая в комментах, что ему самому хотелось бы покорять планеты. Ага. Покорять - сиречь, завоёвывать? Я ж говорю, милитарист.
А по поводу всей этой ситуации и "животных-на'ви"... Очень хотелось мне ему один коммент оставить, но я себя пересилила и не влезла в это болото - ибо всё равно бесполезно. Напишу тут.
Хорошо, на'ви - дикари и животные. Допустим. И надо их потеснить, не развалятся, всё равно ж никакими сакральными знаниями не обладают. А вот спускается на Землю некая инопланетная цивилизация, обошедшая людей в плане развития не на голову, а на целых десять, этакие сгустки энергетические, обладающие всякими-разными достоинствами, научно-техническим и ментально-духовным прогрессом, ну чисто ангелы. И смотрят они - мать честная! Люди - это ж животные! Нет, ну вы гляньте сами - из плоти и крови, детей собственным телом кормят, спариваются примитивным методом, повинуются инстинктам, говорят грубыми словами заместо телепатии, а уж дикари какие - и воюют-то между собой, и промышленность у них отсталая, и культура никакая, какое уж там сакральное знание? Тьфу! А сидят эти людишки на полезных ископаемых, которые ещё не все в своей жадности из недр земных выжрали. А ведь инопланетянам они нужнее! Сталбыть, надо людишек куда-нибудь потеснить. Вон, Японию с Австралией заселить по самое не хочу, например. А если не пожелают уходить - так пару столиц мировых взорвать, вместе со всем культурным наследием, делов-то. И плевать, что они живут в этом мире. Дикари ж, право слово. Вообще, хорошо бы их напрочь с лица земли стереть, а то бегают тут, мешаются, пуляются своими смешными ядерными ракетами...
Похоже на что-то, не правда ли? Интересно, какая бы тогда на это реакция последовала?
Короче говоря, в итоге я прихожу к мысли о том, что автор поста - не только ксенофоб-милитарист, но и мастер негативной гиперболизации. Так можно любой фильм наизнанку вывернуть и всякую заразу понаходить. Было бы желание. Одно радует - с ним не все соглашаются, хотя и таких полно. Но я так скажу: раз есть люди вроде доктора Грейс и Джейка Салли - значит, для человечества ещё не всё потеряно.
А "Аватар" - имхо, прекрасен и гениален.
@темы: поправив очки, выдать что-нибудь с умным видом, не п-понял, сэр! (с), кадавры, важнейшим из искусств
да уж... вбухал он в кино не мало. должно обернуться сторицей.
Джексон - это качественные фильмы. Тот же властелин колец - конечно, с некоторых т.з. не идеален, но - сделан с любовью, душевно и качественно. Кинг-конг тоже шикарен. Я жду-не дождусь "милые кости"...