Меня таки вынудили написать на этот фильм пространную рецензию. Во-первых, мы сегодня сходили во второй раз и вернулись всё в таком же абсолютном восторге, а во-вторых - встретились мне два поста, вызвавшие откровенное недоумение.
Право, мне жаль тех, кто, посмотрев пиратскую экранку, увидел в этом фильме лишь красивую картинку и сморщил нос: "Фи, дерьмо, не пойду в кино". Равно как и других... Тех, о ком речь пойдёт во второй части поста. Но сперва разберёмся с первой - с самим фильмом. Я даже не буду говорить о великолепно проработанном мире, потрясающем проникновении в него и замечательных спецэффектах. Это - само собой разумеется, особенно для тех, кто в кино таки был. Потому что никакое "достаточно" хорошее качество и перевод не заменят полного погружения в экран 3D-формата.
А говорить я буду, как ни странно, о сюжете. Да, он банален. Как и все сюжеты в этом мире. Что ли, нет? Главный герой попадает в другой мир и всех спасает - полно. Благородный разбойник грабит богатых и кормит бедных - до фига. Всеми забитый гений умирает в нищете или, наоборот, возносится на пьедестал - пруд пруди. Детективы вообще все на один сюжет: преступник нарушает закон, служитель порядка ловит преступника. А уж историй любви сколько - и все, по глубинной сути своей, одинаковые! И ведь по большей части везде добро побеждает зло и всё заканчивается хэппи-эндом - вообще не продохнуть от таких фильмов! Банально, не правда ли? Но почему-то каждый раз хочется смотреть. Потому что эти ценности вечны. Победа добра, победа справедливости, победа истинной любви, победа мужества, благородства и чести. Это всегда актуально. Как и сюжет "Аватара" - тем более, в наше время.
И - да, это не высокоинтеллектуальное кино. Это - высокодуховное кино. Но я попробую объяснить словами для разума то, что чувствуется и понимается сердцем. То, что скрыто за "красивой картинкой" нарисованного мира.
Про идеи сюжета.Если сесть и подумать, то в "Аватаре" раскрывается очень даже немало идей, над которыми всем стоит поразмыслить. Первая, естественно, - противостояние Природы и Машины. Эту идею развивал ещё Профессор Толкин, всячески упирая на то, что Саруман, пошедший на поводу у Зла, сверх меры пристрастился к разным механическим приспособлениям. Конечно, я не говорю о том, что надо резко изничтожить всю технику, и в фильме об этом ни слова нет. Но Машина, мёртвая и частенько уродливая, не должна губить Природу - живую и гармоничную. Об этом я и во второй части поста говорить буду. Мир вокруг нас - жив. Нам стоит об этом помнить.
И ещё об одной вещи всем жителям Земли следует помнить постоянно. Человек - не царь Вселенной. Есть нечто превыше. В фильме это - Эйва. Кроме того, в эту идею входят поговорки про чужой монастырь со своим уставом и про известную песочницу. Есть у людей склонность приходить в чужой мир, где их никто не ждёт, и пытаться перекраивать его по своему разумению, не обращая внимания на протесты местных жителей, искони его населяющих. А ведь люди не имеют на это права. Они - не властители Вселенной, она им не принадлежит. Кто сказал, что то, что удобно для них, - совершенно по всем статьям?
Человек вообще не совершенен. А зачастую - слеп. Потому что призма нашего восприятия не всегда верно передаёт истинную суть вещей. Из окон своей базы люди видят на'ви тупыми дикарями, не знающими дорог, школ, больниц, джинсов и пива. А на самом деле - так ли это? И такое ли большое благо для народа Оматикайя те же самые дороги, если их крепкие, тренированные тела приспособлены к жизни на деревьях гораздо лучше? Кроме того, вспомним сцену, когда Джейк отмахивается факелом от собакоподобных монстриков, а потом его факел гаснет, и он с изумлением понимает, что вокруг светло и без него - и куда красивее. Кстати, идея о призме восприятия прослеживается и в образе доктора Грейс. Она видит вокруг лишь биохимические и электромагнитные реакции, сравнивает "сеть" Эйвы с компьютерной - и лишь перед самым уходом в неё смотрит глубже и понимает, что это - жизнь, разум и душа.
С этой идеей тесно переплетается ещё одна, а именно - пустой сосуд легче заполнить. Посмотрите сами: учёные, готовившиеся к жизни средь на'ви, не достигли и половины таких результатов, как бывший морпех, совсем ничего о них не знающий. Потому что учёные пропускали все сведения о народе Оматикайя сквозь призму собственного сознания, примеряли к ним человеческие мерки, смотрели на них своими глазами. А Джейка начали учить с чистого листа - как младенца, начиная с ходьбы. Его разум был открыт к новому, он учился, как надо, а не как думал, что надо. Он познавал жизнь на'ви изнутри, с самых азов, не преодолевая барьеров собственного сознания, не узнавая с удивлением, что, оказывается, его представления о каких-то их обычаях были ошибочными. Это точно так же, как и с языками: в двуязычных семьях, например, дети учат второй язык как родной, а не как иностранный, и достигают куда больших успехов. А если тебе, скажем, неправильно поставят произношение, переучиваться потом будет очень сложно. Недаром ведь у нас на инфаке на первом курсе всем говорят: "Забудьте всё, что было раньше". И начинают с азов - с фонетики.
Но мы идём дальше. А дальше у нас встают идеи, на которые я обратила внимание после прочтения второго из озадачивших меня постов. Противостояние верности воинскому долгу и собственной совести, уже неоднократно поднимавшаяся как в искусстве, так и в жизни, и - мостик между цивилизациями. Об этом подробнее я буду говорить ниже.
Ну, и последняя идея, о которой я напишу, чтобы вас не утомлять (ибо их там ещё не одна зарыта), - это идея грамотного использования силы. Выражается она одной-единственной фразой: "Кончилось Время Скорби - Турук'Макто был больше не нужен". И кадром турука, которого Джейк отпустил в свободный полёт. Ведь в самом деле - что было бы, если бы он его оставил при себе? Турук - это не просто гигантская мощь, это символ. Наездник Последней Тени - неоспоримый лидер, способный при недостаточном почтении ещё и силой припугнуть (как бы подумали об этом те же земляне). Это - олицетворение военной мощи. Но зачем он нужен, когда вокруг мир? Власть развращает, а ненужная демонстрация разрушительной силы оставляет нехороший отпечаток на мирной жизни.
Неоднократно упоминавшаяся вторая часть поста.А теперь - о другом. Обнаружилось, что хвалебным отзывам об "Аватаре" полярны другие - в которых сей фильм именуется апологетом подлости и предательства. В частности, Сергей Лукьяненко называет Джейка Салли ренегатом, предавшим своих и свою планету. Правда, узнать об этом было неприятно, но неудивительно - у него во всех бедах Чужие виноваты, а человек - всегда царь Вселенной. И сейчас я пройдусь не по его посту (более того, я его вообще не читала), а по другому.
Тайрэн, вынуждена сообщить, что тот пост, на который ты давала ссылку на дневнике Тхэрр, писал махровый ксенофоб-милитарист, намутивший перегибов, да к тому же - невнимательно смотревший фильм. Я поднимать ему посещаемость не собираюсь, просто разберу кое-какие цитатсы.
Тем не менее, на фразу полковника: «Что заставило тебя изменить своей Родине?» не следует гневной отповеди, мол — вы своих абрамовичей с Родиной не ровняйте. Чует кошка, чье мясо съела.
Миль пардон, вопрос сей задаётся во время боя. Неужели автор думает, что бывший морпех купится на попытку его отвлечь и дезориентировать и начнёт распинаться пространными дифирамбами? Ему просто некогда.
Думаете, в тупом служаке в результате приступа гуманизма внезапно проснулась любовь к синемордым гигантам, вытиравшим задницу пальмовым листочком? <...> Стоит ли искать в Джейке Салли несвойственые ему нравственные терзания? Мне кажется, что все куда проще — перед парнем просто открылся путь устроить свое личное счастье, предав интересы тех, кому он служил раньше.
Вот не надо ля-ля. Вылечить ноги ему обещали и люди. И с чего автор решил, что Джейк - тупой служака? С братом-то учёным. Почему ему отказывают в наличии интеллекта, понимающей души и чистого сердца, скрывавшихся до поры до времени за бронёй солдафонства? Почему отрицается тот факт, что соприкосновение с чудом (а Эйва - это действительно чудо) может перевернуть человеку всю жизнь и заставить задуматься над тем, что раньше казалось ему очевидным? Зачем автор поста превращает человека в животное, созданное для удовлетворения первичных потребностей?
Но, может быть, ты, причастившись туземной мудрости, теперь пойдешь к людям, рассказывая им, как превратить свою планету в цветущий сад, приложишь руки к тому, чтобы сделать жизнь своих братьев и сестер столь же гармоничной? Нет? Умерла, так умерла? Лишь бы тебе было хорошо и наплевать, как это отольется людям?
Вот интересно, а почему автор решил, что Джейк этого не сделает? Только потому, что он стал одним из Оматикайя - теперь и телесно? Тем самым "предав человеческую расу"? А вот давайте вернёмся к идее "мостик между цивилизациями". Джейк Салли - и есть этот мостик. Он - бывший человеком и ставший на'ви, знает оба этих мира. Он - свой для Оматикайя и отнюдь не чужой для людей, как бы нас в этом ни уверял автор поста. То, что он стал на'ви, означает, что они будут к нему прислушиваться. Считаться с его мнением. Обращать внимание на его советы. Ведь даже Грейс не обладала подобным статусом. А ведь на Пандоре остались люди - учёные. И, благодаря заступничеству Джейка, им наверняка будет позволено дальше изучать этот великолепный мир. Почему автор решил, что они совместными усилиями не добьются хоть чего-нибудь, что поможет Земле? Если, конечно, тамошние власти пропустят эти новации в массы, что тоже стоит под бо-ольшим вопросом - но автора почему-то не волнует.
Почему животного? А почему, собственно, вы считаете на`ви людьми?
На'ви - не люди. На'ви - это на'ви. А люди, между прочим, и есть животные - чисто в физиологическом смысле. Млекопитающие. Автора это не смущает?
Слово «сеть» означает не только систему коммуникации. Это и устройство, для того, чтобы спеленать кого-нибудь, подчинив своей воле. Если все живые организмы Пандоры так или иначе подключены к единому провайдеру, не сможет ли этот естественный монополист диктовать свои условия? Отчего, интересно, разъем на шее Нео, живущего в полной гармонии с Матрицей (она ему — пищу, он ей — энергию) - это зло, а точно такое же устройство на косичке дикаря-нави мы воспринимаем как что-то положительное?
Вот, пожалуйста, опять подтверждение идеи про призму восприятия. Во-первых, сетью Эйву назвала Грейс - человек. Человеку свойственно ошибаться. Во-вторых - не стоит путать подчинение и симбиоз. Вспомним слова из фильма: "Эйва не может быть ни на чьей стороне. Она хранит равновесие." Обязательно объявлять мудрое и гармоничное существо деспотом-кукловодом? Разъём на шее Нео и щупальца на конце кос на'ви, вообще-то, служат разным целям. Эти щупальца - просто ещё одна конечность, позволяющая установить телепатический контакт со всеми живыми организмами на Пандоре. Её предназначение - обмен знаниями и чувствами. И если ты считаешь, что, обладая такой "монополией", можно подчинять себе живые существа - не приписывай, пожалуйста, своё мнение другим.
Задача Камерона состояла в том, чтобы внедрить в голову миллионов зрителей простую мысль: европейская цивилизация — это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой.
Ну, и дальше идут тирады по поводу того, что нас хотят заставить вернуться в каменный век. А автору не приходит в голову, что этот фильм - не про то? Что это - глас вопиющего, призывающий просто вовремя остановиться, одуматься и не доуничтожать то, что осталось на Земле от природы? Что техника не должна возобладать над жизнью? Ведь от людей, оставшихся на Пандоре, не потребовали отказаться от собственных изобретений. Но радикально настроенному автору, похоже, и в голову не приходит, что голливудский фильм способен призывать к чему-то разумному.
Меж тем, эти, слабые духом, телом и умом, люди могут существовать лишь в очень узком диапазоне, который обеспечивается только при условии сохранения научно-технической цивилизации, которую мы называем европейской. Разрушим ее — умрем сами, другого не дано. Только цивилизация, не ждущая милостей от природы, а сеющая хлеб и разводящая скот, способна обеспечить прирост населения. Численность охотников и собирателей на`ви полностью зависит от капризов планеты. Сколько там было тех дикарей, когда вождь синекожих собрал на смертный бой 14 кланов? Около двух тысяч. Похоже, даже Гитлер с евреями обращался мягче, чем мать-Пандора со своими питомцами.
Повторяю - нет там никакого призыва к уничтожению научно-технической цивилизации. А что до численности на'ви... Две тысячи - только воинов. Собранных за один день и одну ночь. А Пандора - немаленькая планетка, на икраме за сутки не облетишь. Кого успели - того позвали. Или мы уже не помним, что говорил земной полковник о двадцати тысячах на следующий день?
Ну, каким сокровенным знанием владеют дикари на`ви? Да никаким — та же ненависть, злоба, нежелание прислушаться к доводам рассудка, упертый фанатизм и нежелание идти на компромисс, что и в любом человеческом сообществе. Они прогоняют идеалистку-ученую Грейс, единственным желанием которой было стремление наладить диалог двух культур, демонстрируют стремление уничтожить аватара Салли, который вообще ничего не успел сделать, кроме как заблудиться в лесу.
Угу, конечно. А если подумать? Сначала "учёной-идеалистке" никто не препятствовал - школу построили, языку обучались, фотографии делали - помните фотографии на дверце холодильника? А слова Грейс - помните? О том, что дипломатия дала бы больше плодов, если бы кой-какие идиоты не принялись в на'ви стрелять. Ку-ку, ребятушки. Отсюда и стрелы в колёсах грузовиков, отсюда и изгнание Грейс, отсюда и желание убить аватара Джейка. Сначала-то ведь всё было хорошо. Но военным всё неймётся! Как вы думаете, кто бы не проникся нехорошими чувствами к незваным, но сперва тепло принятым гостям, которые вместо благодарности принялись ездить по лесу на бульдозерах и палить направо-налево? На что боролись - на то и напоролись. Военные и бизнесмены с самого начала назвали на'ви врагами - и получили по полной программе.
Между прочим, даже выставленный воплощением зла полковник старался минимизировать потери среди туземцев — на`ви же в своей контратаке сразу стали бить на поражение, даже не попытавшись хотя бы ослепить земную технику, залив лобовые стекла вертолетов какой-нибудь непрозрачной дрянью и повредив сенсоры.
Старался минимизировать? Не смешите меня. А то мы не помним, как он рвался к боевым действиям, минуя дипломатию. А то мы не помним разговор о шумихе, которая поднимется в прессе, если случится геноцид. А то мы не понимаем, что слова полковника - всего лишь вынужденная мера, чтобы не запятнать репутацию искомого главы операции. И какие он потом песенки об уничтожении запел? А на'ви - простите, если вас безжалостно расстреливают, сбивая с икрамов боевыми снарядами насмерть, вы будете заботиться о сохранении жизни противника?
Вообще, вся эта бодяга насчёт предательства - этот тот самый выбор между воинским долгом и собственной совестью. Всё это неоднозначно и сурово. И японских самураев в пример приводить не надо, надо себя спросить: если тебе твой командир ни с того ни с сего прикажет застрелить собственную, ни в чём не повинную семью - ты застрелишь? Или не выполнишь приказа, автоматически делаясь предателем? Тут ведь тоже - Джейк правильно определил политику землян. Обнаружить у кого-то то, что нужно тебе, объявить его врагом, а потом - преспокойно грабить и убивать. Люди пришли на Пандору без спросу, с намерением обобрать её на ценные ресурсы. Для этого надо разобраться с местным населением, которое виновато только в том, что тут живёт. Так мало того, полковник, обещавший подождать, пока Джейк не пройдёт церемонию и не уговорит на'ви на переселение, ввёл в действие бульдозеры преждевременно, чуть не задавив самого Салли. Слегка перефразируя выражение автора поста, жизнь солдата - ничто, бабы новых нарожают. Правда, захватнические амбиции землян сам автор всеми руками поддерживает, утверждая в комментах, что ему самому хотелось бы покорять планеты. Ага. Покорять - сиречь, завоёвывать? Я ж говорю, милитарист.
А по поводу всей этой ситуации и "животных-на'ви"... Очень хотелось мне ему один коммент оставить, но я себя пересилила и не влезла в это болото - ибо всё равно бесполезно. Напишу тут.
Хорошо, на'ви - дикари и животные. Допустим. И надо их потеснить, не развалятся, всё равно ж никакими сакральными знаниями не обладают. А вот спускается на Землю некая инопланетная цивилизация, обошедшая людей в плане развития не на голову, а на целых десять, этакие сгустки энергетические, обладающие всякими-разными достоинствами, научно-техническим и ментально-духовным прогрессом, ну чисто ангелы. И смотрят они - мать честная! Люди - это ж животные! Нет, ну вы гляньте сами - из плоти и крови, детей собственным телом кормят, спариваются примитивным методом, повинуются инстинктам, говорят грубыми словами заместо телепатии, а уж дикари какие - и воюют-то между собой, и промышленность у них отсталая, и культура никакая, какое уж там сакральное знание? Тьфу! А сидят эти людишки на полезных ископаемых, которые ещё не все в своей жадности из недр земных выжрали. А ведь инопланетянам они нужнее! Сталбыть, надо людишек куда-нибудь потеснить. Вон, Японию с Австралией заселить по самое не хочу, например. А если не пожелают уходить - так пару столиц мировых взорвать, вместе со всем культурным наследием, делов-то. И плевать, что они живут в этом мире. Дикари ж, право слово. Вообще, хорошо бы их напрочь с лица земли стереть, а то бегают тут, мешаются, пуляются своими смешными ядерными ракетами...
Похоже на что-то, не правда ли? Интересно, какая бы тогда на это реакция последовала?
Короче говоря, в итоге я прихожу к мысли о том, что автор поста - не только ксенофоб-милитарист, но и мастер негативной гиперболизации. Так можно любой фильм наизнанку вывернуть и всякую заразу понаходить. Было бы желание. Одно радует - с ним не все соглашаются, хотя и таких полно. Но я так скажу: раз есть люди вроде доктора Грейс и Джейка Салли - значит, для человечества ещё не всё потеряно.
А "Аватар" - имхо, прекрасен и гениален.
Право, мне жаль тех, кто, посмотрев пиратскую экранку, увидел в этом фильме лишь красивую картинку и сморщил нос: "Фи, дерьмо, не пойду в кино". Равно как и других... Тех, о ком речь пойдёт во второй части поста. Но сперва разберёмся с первой - с самим фильмом. Я даже не буду говорить о великолепно проработанном мире, потрясающем проникновении в него и замечательных спецэффектах. Это - само собой разумеется, особенно для тех, кто в кино таки был. Потому что никакое "достаточно" хорошее качество и перевод не заменят полного погружения в экран 3D-формата.
А говорить я буду, как ни странно, о сюжете. Да, он банален. Как и все сюжеты в этом мире. Что ли, нет? Главный герой попадает в другой мир и всех спасает - полно. Благородный разбойник грабит богатых и кормит бедных - до фига. Всеми забитый гений умирает в нищете или, наоборот, возносится на пьедестал - пруд пруди. Детективы вообще все на один сюжет: преступник нарушает закон, служитель порядка ловит преступника. А уж историй любви сколько - и все, по глубинной сути своей, одинаковые! И ведь по большей части везде добро побеждает зло и всё заканчивается хэппи-эндом - вообще не продохнуть от таких фильмов! Банально, не правда ли? Но почему-то каждый раз хочется смотреть. Потому что эти ценности вечны. Победа добра, победа справедливости, победа истинной любви, победа мужества, благородства и чести. Это всегда актуально. Как и сюжет "Аватара" - тем более, в наше время.
И - да, это не высокоинтеллектуальное кино. Это - высокодуховное кино. Но я попробую объяснить словами для разума то, что чувствуется и понимается сердцем. То, что скрыто за "красивой картинкой" нарисованного мира.
Про идеи сюжета.Если сесть и подумать, то в "Аватаре" раскрывается очень даже немало идей, над которыми всем стоит поразмыслить. Первая, естественно, - противостояние Природы и Машины. Эту идею развивал ещё Профессор Толкин, всячески упирая на то, что Саруман, пошедший на поводу у Зла, сверх меры пристрастился к разным механическим приспособлениям. Конечно, я не говорю о том, что надо резко изничтожить всю технику, и в фильме об этом ни слова нет. Но Машина, мёртвая и частенько уродливая, не должна губить Природу - живую и гармоничную. Об этом я и во второй части поста говорить буду. Мир вокруг нас - жив. Нам стоит об этом помнить.
И ещё об одной вещи всем жителям Земли следует помнить постоянно. Человек - не царь Вселенной. Есть нечто превыше. В фильме это - Эйва. Кроме того, в эту идею входят поговорки про чужой монастырь со своим уставом и про известную песочницу. Есть у людей склонность приходить в чужой мир, где их никто не ждёт, и пытаться перекраивать его по своему разумению, не обращая внимания на протесты местных жителей, искони его населяющих. А ведь люди не имеют на это права. Они - не властители Вселенной, она им не принадлежит. Кто сказал, что то, что удобно для них, - совершенно по всем статьям?
Человек вообще не совершенен. А зачастую - слеп. Потому что призма нашего восприятия не всегда верно передаёт истинную суть вещей. Из окон своей базы люди видят на'ви тупыми дикарями, не знающими дорог, школ, больниц, джинсов и пива. А на самом деле - так ли это? И такое ли большое благо для народа Оматикайя те же самые дороги, если их крепкие, тренированные тела приспособлены к жизни на деревьях гораздо лучше? Кроме того, вспомним сцену, когда Джейк отмахивается факелом от собакоподобных монстриков, а потом его факел гаснет, и он с изумлением понимает, что вокруг светло и без него - и куда красивее. Кстати, идея о призме восприятия прослеживается и в образе доктора Грейс. Она видит вокруг лишь биохимические и электромагнитные реакции, сравнивает "сеть" Эйвы с компьютерной - и лишь перед самым уходом в неё смотрит глубже и понимает, что это - жизнь, разум и душа.
С этой идеей тесно переплетается ещё одна, а именно - пустой сосуд легче заполнить. Посмотрите сами: учёные, готовившиеся к жизни средь на'ви, не достигли и половины таких результатов, как бывший морпех, совсем ничего о них не знающий. Потому что учёные пропускали все сведения о народе Оматикайя сквозь призму собственного сознания, примеряли к ним человеческие мерки, смотрели на них своими глазами. А Джейка начали учить с чистого листа - как младенца, начиная с ходьбы. Его разум был открыт к новому, он учился, как надо, а не как думал, что надо. Он познавал жизнь на'ви изнутри, с самых азов, не преодолевая барьеров собственного сознания, не узнавая с удивлением, что, оказывается, его представления о каких-то их обычаях были ошибочными. Это точно так же, как и с языками: в двуязычных семьях, например, дети учат второй язык как родной, а не как иностранный, и достигают куда больших успехов. А если тебе, скажем, неправильно поставят произношение, переучиваться потом будет очень сложно. Недаром ведь у нас на инфаке на первом курсе всем говорят: "Забудьте всё, что было раньше". И начинают с азов - с фонетики.
Но мы идём дальше. А дальше у нас встают идеи, на которые я обратила внимание после прочтения второго из озадачивших меня постов. Противостояние верности воинскому долгу и собственной совести, уже неоднократно поднимавшаяся как в искусстве, так и в жизни, и - мостик между цивилизациями. Об этом подробнее я буду говорить ниже.
Ну, и последняя идея, о которой я напишу, чтобы вас не утомлять (ибо их там ещё не одна зарыта), - это идея грамотного использования силы. Выражается она одной-единственной фразой: "Кончилось Время Скорби - Турук'Макто был больше не нужен". И кадром турука, которого Джейк отпустил в свободный полёт. Ведь в самом деле - что было бы, если бы он его оставил при себе? Турук - это не просто гигантская мощь, это символ. Наездник Последней Тени - неоспоримый лидер, способный при недостаточном почтении ещё и силой припугнуть (как бы подумали об этом те же земляне). Это - олицетворение военной мощи. Но зачем он нужен, когда вокруг мир? Власть развращает, а ненужная демонстрация разрушительной силы оставляет нехороший отпечаток на мирной жизни.
Неоднократно упоминавшаяся вторая часть поста.А теперь - о другом. Обнаружилось, что хвалебным отзывам об "Аватаре" полярны другие - в которых сей фильм именуется апологетом подлости и предательства. В частности, Сергей Лукьяненко называет Джейка Салли ренегатом, предавшим своих и свою планету. Правда, узнать об этом было неприятно, но неудивительно - у него во всех бедах Чужие виноваты, а человек - всегда царь Вселенной. И сейчас я пройдусь не по его посту (более того, я его вообще не читала), а по другому.
Тайрэн, вынуждена сообщить, что тот пост, на который ты давала ссылку на дневнике Тхэрр, писал махровый ксенофоб-милитарист, намутивший перегибов, да к тому же - невнимательно смотревший фильм. Я поднимать ему посещаемость не собираюсь, просто разберу кое-какие цитатсы.
Тем не менее, на фразу полковника: «Что заставило тебя изменить своей Родине?» не следует гневной отповеди, мол — вы своих абрамовичей с Родиной не ровняйте. Чует кошка, чье мясо съела.
Миль пардон, вопрос сей задаётся во время боя. Неужели автор думает, что бывший морпех купится на попытку его отвлечь и дезориентировать и начнёт распинаться пространными дифирамбами? Ему просто некогда.
Думаете, в тупом служаке в результате приступа гуманизма внезапно проснулась любовь к синемордым гигантам, вытиравшим задницу пальмовым листочком? <...> Стоит ли искать в Джейке Салли несвойственые ему нравственные терзания? Мне кажется, что все куда проще — перед парнем просто открылся путь устроить свое личное счастье, предав интересы тех, кому он служил раньше.
Вот не надо ля-ля. Вылечить ноги ему обещали и люди. И с чего автор решил, что Джейк - тупой служака? С братом-то учёным. Почему ему отказывают в наличии интеллекта, понимающей души и чистого сердца, скрывавшихся до поры до времени за бронёй солдафонства? Почему отрицается тот факт, что соприкосновение с чудом (а Эйва - это действительно чудо) может перевернуть человеку всю жизнь и заставить задуматься над тем, что раньше казалось ему очевидным? Зачем автор поста превращает человека в животное, созданное для удовлетворения первичных потребностей?
Но, может быть, ты, причастившись туземной мудрости, теперь пойдешь к людям, рассказывая им, как превратить свою планету в цветущий сад, приложишь руки к тому, чтобы сделать жизнь своих братьев и сестер столь же гармоничной? Нет? Умерла, так умерла? Лишь бы тебе было хорошо и наплевать, как это отольется людям?
Вот интересно, а почему автор решил, что Джейк этого не сделает? Только потому, что он стал одним из Оматикайя - теперь и телесно? Тем самым "предав человеческую расу"? А вот давайте вернёмся к идее "мостик между цивилизациями". Джейк Салли - и есть этот мостик. Он - бывший человеком и ставший на'ви, знает оба этих мира. Он - свой для Оматикайя и отнюдь не чужой для людей, как бы нас в этом ни уверял автор поста. То, что он стал на'ви, означает, что они будут к нему прислушиваться. Считаться с его мнением. Обращать внимание на его советы. Ведь даже Грейс не обладала подобным статусом. А ведь на Пандоре остались люди - учёные. И, благодаря заступничеству Джейка, им наверняка будет позволено дальше изучать этот великолепный мир. Почему автор решил, что они совместными усилиями не добьются хоть чего-нибудь, что поможет Земле? Если, конечно, тамошние власти пропустят эти новации в массы, что тоже стоит под бо-ольшим вопросом - но автора почему-то не волнует.
Почему животного? А почему, собственно, вы считаете на`ви людьми?
На'ви - не люди. На'ви - это на'ви. А люди, между прочим, и есть животные - чисто в физиологическом смысле. Млекопитающие. Автора это не смущает?
Слово «сеть» означает не только систему коммуникации. Это и устройство, для того, чтобы спеленать кого-нибудь, подчинив своей воле. Если все живые организмы Пандоры так или иначе подключены к единому провайдеру, не сможет ли этот естественный монополист диктовать свои условия? Отчего, интересно, разъем на шее Нео, живущего в полной гармонии с Матрицей (она ему — пищу, он ей — энергию) - это зло, а точно такое же устройство на косичке дикаря-нави мы воспринимаем как что-то положительное?
Вот, пожалуйста, опять подтверждение идеи про призму восприятия. Во-первых, сетью Эйву назвала Грейс - человек. Человеку свойственно ошибаться. Во-вторых - не стоит путать подчинение и симбиоз. Вспомним слова из фильма: "Эйва не может быть ни на чьей стороне. Она хранит равновесие." Обязательно объявлять мудрое и гармоничное существо деспотом-кукловодом? Разъём на шее Нео и щупальца на конце кос на'ви, вообще-то, служат разным целям. Эти щупальца - просто ещё одна конечность, позволяющая установить телепатический контакт со всеми живыми организмами на Пандоре. Её предназначение - обмен знаниями и чувствами. И если ты считаешь, что, обладая такой "монополией", можно подчинять себе живые существа - не приписывай, пожалуйста, своё мнение другим.
Задача Камерона состояла в том, чтобы внедрить в голову миллионов зрителей простую мысль: европейская цивилизация — это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой.
Ну, и дальше идут тирады по поводу того, что нас хотят заставить вернуться в каменный век. А автору не приходит в голову, что этот фильм - не про то? Что это - глас вопиющего, призывающий просто вовремя остановиться, одуматься и не доуничтожать то, что осталось на Земле от природы? Что техника не должна возобладать над жизнью? Ведь от людей, оставшихся на Пандоре, не потребовали отказаться от собственных изобретений. Но радикально настроенному автору, похоже, и в голову не приходит, что голливудский фильм способен призывать к чему-то разумному.
Меж тем, эти, слабые духом, телом и умом, люди могут существовать лишь в очень узком диапазоне, который обеспечивается только при условии сохранения научно-технической цивилизации, которую мы называем европейской. Разрушим ее — умрем сами, другого не дано. Только цивилизация, не ждущая милостей от природы, а сеющая хлеб и разводящая скот, способна обеспечить прирост населения. Численность охотников и собирателей на`ви полностью зависит от капризов планеты. Сколько там было тех дикарей, когда вождь синекожих собрал на смертный бой 14 кланов? Около двух тысяч. Похоже, даже Гитлер с евреями обращался мягче, чем мать-Пандора со своими питомцами.
Повторяю - нет там никакого призыва к уничтожению научно-технической цивилизации. А что до численности на'ви... Две тысячи - только воинов. Собранных за один день и одну ночь. А Пандора - немаленькая планетка, на икраме за сутки не облетишь. Кого успели - того позвали. Или мы уже не помним, что говорил земной полковник о двадцати тысячах на следующий день?
Ну, каким сокровенным знанием владеют дикари на`ви? Да никаким — та же ненависть, злоба, нежелание прислушаться к доводам рассудка, упертый фанатизм и нежелание идти на компромисс, что и в любом человеческом сообществе. Они прогоняют идеалистку-ученую Грейс, единственным желанием которой было стремление наладить диалог двух культур, демонстрируют стремление уничтожить аватара Салли, который вообще ничего не успел сделать, кроме как заблудиться в лесу.
Угу, конечно. А если подумать? Сначала "учёной-идеалистке" никто не препятствовал - школу построили, языку обучались, фотографии делали - помните фотографии на дверце холодильника? А слова Грейс - помните? О том, что дипломатия дала бы больше плодов, если бы кой-какие идиоты не принялись в на'ви стрелять. Ку-ку, ребятушки. Отсюда и стрелы в колёсах грузовиков, отсюда и изгнание Грейс, отсюда и желание убить аватара Джейка. Сначала-то ведь всё было хорошо. Но военным всё неймётся! Как вы думаете, кто бы не проникся нехорошими чувствами к незваным, но сперва тепло принятым гостям, которые вместо благодарности принялись ездить по лесу на бульдозерах и палить направо-налево? На что боролись - на то и напоролись. Военные и бизнесмены с самого начала назвали на'ви врагами - и получили по полной программе.
Между прочим, даже выставленный воплощением зла полковник старался минимизировать потери среди туземцев — на`ви же в своей контратаке сразу стали бить на поражение, даже не попытавшись хотя бы ослепить земную технику, залив лобовые стекла вертолетов какой-нибудь непрозрачной дрянью и повредив сенсоры.
Старался минимизировать? Не смешите меня. А то мы не помним, как он рвался к боевым действиям, минуя дипломатию. А то мы не помним разговор о шумихе, которая поднимется в прессе, если случится геноцид. А то мы не понимаем, что слова полковника - всего лишь вынужденная мера, чтобы не запятнать репутацию искомого главы операции. И какие он потом песенки об уничтожении запел? А на'ви - простите, если вас безжалостно расстреливают, сбивая с икрамов боевыми снарядами насмерть, вы будете заботиться о сохранении жизни противника?
Вообще, вся эта бодяга насчёт предательства - этот тот самый выбор между воинским долгом и собственной совестью. Всё это неоднозначно и сурово. И японских самураев в пример приводить не надо, надо себя спросить: если тебе твой командир ни с того ни с сего прикажет застрелить собственную, ни в чём не повинную семью - ты застрелишь? Или не выполнишь приказа, автоматически делаясь предателем? Тут ведь тоже - Джейк правильно определил политику землян. Обнаружить у кого-то то, что нужно тебе, объявить его врагом, а потом - преспокойно грабить и убивать. Люди пришли на Пандору без спросу, с намерением обобрать её на ценные ресурсы. Для этого надо разобраться с местным населением, которое виновато только в том, что тут живёт. Так мало того, полковник, обещавший подождать, пока Джейк не пройдёт церемонию и не уговорит на'ви на переселение, ввёл в действие бульдозеры преждевременно, чуть не задавив самого Салли. Слегка перефразируя выражение автора поста, жизнь солдата - ничто, бабы новых нарожают. Правда, захватнические амбиции землян сам автор всеми руками поддерживает, утверждая в комментах, что ему самому хотелось бы покорять планеты. Ага. Покорять - сиречь, завоёвывать? Я ж говорю, милитарист.
А по поводу всей этой ситуации и "животных-на'ви"... Очень хотелось мне ему один коммент оставить, но я себя пересилила и не влезла в это болото - ибо всё равно бесполезно. Напишу тут.
Хорошо, на'ви - дикари и животные. Допустим. И надо их потеснить, не развалятся, всё равно ж никакими сакральными знаниями не обладают. А вот спускается на Землю некая инопланетная цивилизация, обошедшая людей в плане развития не на голову, а на целых десять, этакие сгустки энергетические, обладающие всякими-разными достоинствами, научно-техническим и ментально-духовным прогрессом, ну чисто ангелы. И смотрят они - мать честная! Люди - это ж животные! Нет, ну вы гляньте сами - из плоти и крови, детей собственным телом кормят, спариваются примитивным методом, повинуются инстинктам, говорят грубыми словами заместо телепатии, а уж дикари какие - и воюют-то между собой, и промышленность у них отсталая, и культура никакая, какое уж там сакральное знание? Тьфу! А сидят эти людишки на полезных ископаемых, которые ещё не все в своей жадности из недр земных выжрали. А ведь инопланетянам они нужнее! Сталбыть, надо людишек куда-нибудь потеснить. Вон, Японию с Австралией заселить по самое не хочу, например. А если не пожелают уходить - так пару столиц мировых взорвать, вместе со всем культурным наследием, делов-то. И плевать, что они живут в этом мире. Дикари ж, право слово. Вообще, хорошо бы их напрочь с лица земли стереть, а то бегают тут, мешаются, пуляются своими смешными ядерными ракетами...
Похоже на что-то, не правда ли? Интересно, какая бы тогда на это реакция последовала?
Короче говоря, в итоге я прихожу к мысли о том, что автор поста - не только ксенофоб-милитарист, но и мастер негативной гиперболизации. Так можно любой фильм наизнанку вывернуть и всякую заразу понаходить. Было бы желание. Одно радует - с ним не все соглашаются, хотя и таких полно. Но я так скажу: раз есть люди вроде доктора Грейс и Джейка Салли - значит, для человечества ещё не всё потеряно.
А "Аватар" - имхо, прекрасен и гениален.
@темы: поправив очки, выдать что-нибудь с умным видом, не п-понял, сэр! (с), кадавры, важнейшим из искусств
Ой... Не знаю, как насчет фильмов - не мой жанр, - но уж книг по такой канве написано немеряно!
И большинство, если не все - с выводом на тему, какие пришельцы нехорошие бяки)
Это как раз случай с выборочным зрением, соринками и бревнами.
Согласен почти со всем. Но сделаю несколько замечаний:
Сергей Лукьяненко называет Джейка Салли ренегатом, предавшим своих и свою планету. - кстати, с его постом всё немного сложнее. Он пишет, что правда у каждого своя в этой ситуации, у землян и у на'ави. Правда, он фильм несколько неправильно понял, что видно по отзыву: ну, не пахло там смертью человечества, как он пишет, и поэтому я всецело на стороне на'ави в конфликте.
Ну, и последняя идея, о которой я напишу, чтобы вас не утомлять (ибо их там ещё не одна зарыта), - это идея грамотного использования силы. Выражается она одной-единственной фразой: "Кончилось Время Скорби - Турук'Макто был больше не нужен". И кадром турука, которого Джейк отпустил в свободный полёт. Ведь в самом деле - что было бы, если бы он его оставил при себе? Турук - это не просто гигантская мощь, это символ. Наездник Последней Тени - неоспоримый лидер, способный при недостаточном почтении ещё и силой припугнуть (как бы подумали об этом те же земляне). Это - олицетворение военной мощи. Но зачем он нужен, когда вокруг мир? Власть развращает, а ненужная демонстрация разрушительной силы оставляет нехороший отпечаток на мирной жизни. - а мне вот этот поступок показался пафосно-идеалистическим в плохом смысле слов. Дело в том, что военное время, вполне возможно, что и не закончилось. Солдаты могут и вернуться даже через несколько месяцев.
Ну, и дальше идут тирады по поводу того, что нас хотят заставить вернуться в каменный век. А автору не приходит в голову, что этот фильм - не про то? Что это - глас вопиющего, призывающий просто вовремя остановиться, одуматься и не доуничтожать то, что осталось на Земле от природы? Что техника не должна возобладать над жизнью? Ведь от людей, оставшихся на Пандоре, не потребовали отказаться от собственных изобретений. Но радикально настроенному автору, похоже, и в голову не приходит, что голливудский фильм способен призывать к чему-то разумному. - в фильме всё-таки подобный посыл есть. Джейк Салли говорит Эйве, что люди убили свою планету, а теперь хотят убивать ещё и планету на'ави. Т.е. в фильме проскакивает мысль о том, что людская цивилизация отвратительна т.к. она поднялась за счёт природы. Можно конечно списать это на неофитский пыл Джейка Салли, но... в фильме нигде осуждения позиции Джейка Салли.
И этот посыл - один из главных минусов фильма.
Можно также подумать (основания для этого есть), что Джейк Салли с радостью бы разрушил человеческую цивилизацию ради возвращения людей к природе, если бы мог.
Лучше бы в фильме была идея о том, что людская цивилизация и цивилизация на'ави - обе по-своему великолепны.
Dark lady Aleera
Глубокого смысла в "Аватаре" нету. Там всё на поверхности. Впрочем, я не хочу сказать, что "Аватар" - это плохой фильм. Мне он, напротив, понравился. Но затронул не так сильно, как Аэлиренн.
Вау! На данный момент это самая лучшая рецензия на этот фильм, которую я где-либо встречала!
Буду посвободнее, перечитаю ещё раз и постараюсь более внятно объяснить, что же именно мне понравилось в твоей позиции )
Некоторые пишут, что это фильм о трудностях контакта двух рас... Я же считаю, что это фильм о проблеме выбора и умении слушать и видеть.
Спасибо за блестящую рецензию.
Спасибо.
Василий Потап
Я ведь сразу сказала, что пост Лукьяненко не читала, и уже не очень-то и хочется. Просто увидела, как о нём мельком упоминали на одном ЖЖ. Пост в дальнейшем был вполне разумен, поэтому я и перенесла это упоминание сюда. Речь-то, в принципе, не о нём.
а мне вот этот поступок показался пафосно-идеалистическим в плохом смысле слов.
Уж извините, юноша, но вам ещё учиться и учиться, и политике в том числе. Военное время - кончилось на данный момент. Военные действия не ведутся, людей на Пандоре не осталось. Да, они могут вернуться. Но пока слетают туда-сюда (а от Земли до Пандоры шесть лет, как мы помним), пока разберутся с ситуацией, пока утихнет суматоха в прессе, пока стороны гуманистов и агрессоров закидают друг друга доводами, пока кто-то из них победит, да даже пока соберут войска в случае победы агрессоров и пока их подготовят к боевым действиям на Пандоре - пройдёт неимоверное количество времени. И что, всё это время Джейку полагается восседать на туруке в качестве военного лидера? Да даже если вообразить тот невозможный факт, что земляне, прилетев домой, сразу же улетят обратно с уже готовыми войсками - у пандорцев есть свой законный минимум в двенадцать лет мира. По крайней мере, двенадцать земных лет, уж не знаю, какое на Пандоре летоисчисление.
А прикиньте, например, каково будет содержать турука в лесных условиях. Что, этакая боевая туша должна непременно сидеть у Дерева Души и внушать всем священный ужас? Что это за жизнь такая получится? Повторяю ещё раз, турук - это символ. Можно сказать, символ Времени Скорби. Двенадцать лет мира - какая же тут скорбь? Последняя Тень - это "красная кнопка", ядерный чемоданчик, средство на крайний случай. Нечто, из ряда вон выходящее. Если держать его постоянно на виду, он уже этим символом быть перестанет. А что мешает Джейку снова оседлать турука, когда настанет такая необходимость? По-моему, ничего. Можно даже того же самого турука - цахейлу-то осталась.
Джейк Салли говорит Эйве, что люди убили свою планету, а теперь хотят убивать ещё и планету на'ави.
А вы считаете, что это - неправда?) Всё так и происходит. Люди и сейчас убивают свою планету. И в фильме посыл не в том, что людская цивилизация отвратительна, а в просьбе - остановиться. Пока ещё не всё потеряно.
Кроме того, учтите, что Джейк разговаривает с иноземной Матерью Жизни. С деревом. И поэтому подбирает такие слова, которые будут ей понятны. Точно так же он и с на'ви разговаривает - чтобы его понимали, чтобы это можно было перевести.
Можно также подумать (основания для этого есть), что Джейк Салли с радостью бы разрушил человеческую цивилизацию ради возвращения людей к природе, если бы мог.
Интересно, какие же это основания? Он приказывает уничтожить лаборатории землян на Пандоре? Он запрещает другим аватарам носить человеческую одежду? Он призывает оставшихся учёных последовать его примеру? Извините, но вы сейчас, как и автор искомого поста, просто-напросто перегибаете палку. Да, я понимаю, вам обидно за выставление в таком свете человеческой цивилизации, но для того, чтобы очернить образ Джейка Салли, доказательств маловато - и те высосаны из пальца.
И у меня вопрос... Вы всерьёз считаете человеческую цивилизацию великолепной?
Глубокого смысла в "Аватаре" нету. Там всё на поверхности.
Простите, но это вы видите то, что лежит на поверхности. А если подумать?)
Mouse-k
Я просто больше всех по объёму настрочила.
Лорд Ветер
Благодарю. Но, в принципе, причинами конфликтов двух рас как раз и является, по большей части, неумение слышать и видеть - поэтому те, о ком вы говорите, в чём-то тоже правы.
А уж я в каком шоке!
Я в шоке не от количества текста, а от выдержек из поста милитариста-ксенофоба) Я и не думал, что кто-то может всерьез так думать)
А-а) Ну, знаешь, всякие товарисчи случаются. Я выбрала самые "вкусные" моменты. Самое забавное - это смотреть на тех, кто с ним соглашается.
Соглашусь... Но это, я полагаю, тема для отдельного разговора... Я думаю, что умение слышать и видеть - является искусством, причем очень важным...
Это верно.
Просто не далее чем вчера, мы с ребятами, готовясь к игре, рассуждали об американских индейцах... Мне вообще не понятно, каким образом можно придти в чужой дом и пытаться его перестраивать, руководствуясь лишь собственными желаниями... Мне показалось, что ситуация с колониальными войнами у нас в мире и в мире Оматикайя - схожа... Угу, во мне историк говорит.) Ну и к индейской культуре, на которую, как мне думается, весьма похожа культура, да и мировоззрение на'ви - я отношусь с большим уважением, так как она мне близка по духу...
Признаю, что с "несколькими месяцами" я ошибся т.к. не видел первые несколько минут фильма, а теперь прочитал субтитры к фильму и увидел, что ошибся.
А прикиньте, например, каково будет содержать турука в лесных условиях. - В фильме об этом, насколько я помню, ни слова. Равно как и о содержании икранов.
Повторяю ещё раз, турук - это символ. Можно сказать, символ Времени Скорби. - Не уверен, что он только символ Времени Скорби.
Цитирую диалог Джейка и Нейтири:
-Прадед моего прадеда был "Торук Макто". "Наездником Последней Тени".
-Он оседлал его?
-Торук его сам выбрал. Это случалось лишь 5 раз со времён первых песен.
-Время песен?
-Да.
-Торук Макто был могущественным. Он объединил племена во время Великой Скорби. Весь народ На'ви знает эту историю.
Оснований, чтобы считать его только символом Времени Скорби, нет.
Если держать его постоянно на виду, он уже этим символом быть перестанет. - Вы в этом уверены? На основании чего? В диалогах из фильма нет ничего такого, что позволило бы так считать.
что мешает Джейку снова оседлать турука, когда настанет такая необходимость? - необходимость уже есть. Авторитет, как уже говорилось, весьма полезен.
А вы считаете, что это - неправда?) Всё так и происходит. Люди и сейчас убивают свою планету. - Считаю. На Земле нет Эйвы. Планета Земля изначально не живая. Планета на'ви и планета людей - две огромные разницы. Что до уничтожений растений и уменьшения числа животных... просто люди пошли несколько иным путем, не менее величественным, и это не такая уж и большая плата за прогресс цивилизации.
Кроме того, учтите, что Джейк разговаривает с иноземной Матерью Жизни. С деревом. И поэтому подбирает такие слова, которые будут ей понятны. Точно так же он и с на'ви разговаривает - чтобы его понимали, чтобы это можно было перевести. - Нет оснований для того, чтобы полагать, что его слова не искренни. В конце концов, он всё больше становится дитем Эйвы и частью народа На'ви.
И в фильме посыл не в том, что людская цивилизация отвратительна, а в просьбе - остановиться. Пока ещё не всё потеряно. -Посыл и в том, и в том. "Чужим пришлось вернуться
в свой умирающий мир". Умирающий мир. Причиной для умирания мира послужила человеческая цивилизация. Вывод - цивилизация плоха.
Интересно, какие же это основания? - Он говорит, что мир землян умирает. Само собой, вполне естесственно подумать, что Джейк хотел бы, чтобы мир не умирал. Почему мир умирает? Как уже говорилось, из-за цивилизации. Уничтожить её... и мир перестанет умирать.
Впрочем, можно сказать, что Джейк не стал бы уничтожать цивилизацию людей, подвернись такой случай - он просто брезгливо оставил её в покое. Но посыл фильма остаётся почти тем же.
Он приказывает уничтожить лаборатории землян на Пандоре? - нет, но лаборатории могут послужить на пользу народа на'ви.
Он запрещает другим аватарам носить человеческую одежду? - вполне возможно, что претензий конкретно к одежде у него нет. И что с того?
И у меня вопрос... Вы всерьёз считаете человеческую цивилизацию великолепной? - Да, всерьёз. Она великолепна и тем, что дала возможность появиться людям, которые её осуждают и тем, что восхваляет сама природу. Она также великолепна тем, что она является выводом человека из-под юрисдикции естесственного отбора, она великолепна тем, что позволила создать мораль и превосходную мораль, которая является ничем иным, как "важничаньем человека перед природой", она великолепна тем искусством, которое произвела на свет, великолепна тем, что за последние сто лет резко сократилось число смертей от голода, тем, что придумала экономить ресурсы, тем, что медицина и образование за последний век сделали резкий скачок вперед, она великолепна тем, что всё больше и больше позволяет человеку развиваться интеллектуально и духовно. Et cetera.
Он призывает оставшихся учёных последовать его примеру? - возможно и призывает.
Простите, но это вы видите то, что лежит на поверхности. А если подумать?) - А я уже подумал. И не вижу никакой глубины, как, впрочем, и во многих других великолепных произведениях искусства. И я считаю, что всё написанное в вашей рецензии лежит на поверхности.
Впрочем, прошу Dark lady Aleera расписать то, в чём она видит глубокий смысл.
И надеюсь, что вы, Аэлиренн, не путаете понимание идей и смысла фильма с разделением точки зрения автора фильма.
Dark lady Aleera
В чём глубокий смысл фильма с вашей точки зрения?
Не имею ничего против вашей разговорчивости)
Василий Потап
Из диалога, что вы привели, как раз и следует, что турук - это символ Времени Скорби. Вернее, я не совсем точно выразилась: наездник Последней Тени - это символ борца с Временем Великой Скорби. Тот, кто оседлает турука, показывает себя великим воином и могучим и смелым на'ви, следовательно - он получает все права на то, чтобы объединять кланы и вести народ Оматикайя в великий бой, каким бы он ни был.
Вы в этом уверены? На основании чего? В диалогах из фильма нет ничего такого, что позволило бы так считать.
Я могла бы сказать "на основании моих знаний о психологии", но это будет несколько нелогично, поскольку на'ви - всё же, не люди, хоть и очень на них похожи. Но - хотя бы на том основании, что все эти пять наездников туруков наверняка делали точно так же. Общество народ Оматикайя основано на древних традициях. Джейк, став одним из них, унаследовал эти традиции. И, раз он отпустил турука - значит, так было принято. Кроме того, это разумно.
Икрамы (или икраны?) прекрасно содержатся в лесных условиях, благодаря своим размерам. Легко заметить, что в нескольких кадрах они восседают на ветвях Древа. А туруку просто развернуться там будет негде, ему нужны простор и высота. Это элементарно)
необходимость уже есть. Авторитет, как уже говорилось, весьма полезен.
То есть, вы считаете, что без турука Джейк Салли - никто? И никаким авторитетом не обладает? И что авторитет можно завоевать только демонстрацией силы? Странные у вас обо всём этом представления.
Что же до ваших выводов по поводу намерений Джейка Салли и посыла фильма насчёт цивилизации - извините, но это вы сами себе придумали. Не стоит путать ваше восприятие с тем, что изначально заложено в фильм. Вы не знаете, что происходит в голове у Джейка, так что не стоит додумывать за него его мысли и действия. Всё, что вы здесь сказали, - это только и исключительно ваше мнение, основанное на собственных выдумках. Нигде в фильме об этом речи нет.
Ну, а насчёт человеческой цивилизации и того, жива Земля или нет... Что ж, с этим ничего не поделать, раз у вас выработалось такое мнение. Я не говорю, что европейская цивилизация так уж плоха - хотя бы из-за того же культурного наследия, - но она отнюдь не великолепна. Повторюсь, вам ещё очень и очень многому надо учиться. В том числе, и сердцем. Может, тогда поймёте.
И надеюсь, что вы, Аэлиренн, не путаете понимание идей и смысла фильма с разделением точки зрения автора фильма.
А вот эту вашу фразу я что-то не очень поняла. Идеи и смысл в фильм вкладывает его автор, не так ли? То есть, этими самыми идеями он выражает свою точку зрения. И ему как раз-таки лучше знать, что он хотел сказать своим творением. И если мы действительно понимаем (и понимаем правильно) идеи и смысл фильма - мы как раз-таки понимаем его точку зрения, разве не так?
Рад это слышать.
Так... По секрету. Земля живая... Как и любой мир. Ну нет у нас Эйвы - и что? Есть духи озер, деревьев, стихий.
А про турука мы тоже думали... И пришли к выводу, что единственным верным решением было его отпустить. Во-первых, ему, действительно, было бы негде развернуться в отличии от более маленьких икранов (мов?), а, во-вторых, турук - это то, что мм... не должно быть порабощено... То есть. в моем понимании , отпуская его Наездник показывает свое благородство и признает турука равным... Это мм... взаимодействие не с икраном или конем, это мм... взаимодействие на более высоком, скажем так, уровне.
Написано, что случалось 5 раз со времени великих песен. При каких обстоятельствах были покорены ещё четыре - зрителю неизвестно (может, просто от того, что представитель расы на'ви был умелым).
Что он ещё символизирует? Может символизировать всё что угодно - в зависимости от тех обстоятельств, когда остальные 4 торука были покорены.
хотя бы на том основании, что все эти пять наездников туруков наверняка делали точно так же.
"Наверняка" - это уж точно не довод.
Общество народ Оматикайя основано на древних традициях. Джейк, став одним из них, унаследовал эти традиции. И, раз он отпустил турука - значит, так было принято.
Есть такое соображение, что он отпустил торука из-за того, что режиссеру или сценаристу захотелось, чтобы он сделал красивый жест. А объяснение может быть таким: Джейк довольно гуманный, идеалистичный и мягкий человек, а позднее на'ви. А далеко не все на'ви такие, как он.
Если я и домысливаю за создателями фильма, то вы домысливаете не меньше.
Легко заметить, что в нескольких кадрах они восседают на ветвях Древа. А туруку просто развернуться там будет негде, ему нужны простор и высота. Это элементарно) - Да, икран. "Икрам" было моей опечаткой. Торук может жить где-то вдали, да, если ему действительно развернуться негде.
То есть, вы считаете, что без турука Джейк Салли - никто? И никаким авторитетом не обладает? И что авторитет можно завоевать только демонстрацией силы? Странные у вас обо всём этом представления. - совершенно не считаю так. Однако любое повышение авторитета полезно. Кроме того, поклонение силе и умелости - один из основных элементов цивилизации Оматикайя (. Поэтому демонстрация силы - хороший способ поднятия авторитета.
Не стоит путать ваше восприятие с тем, что изначально заложено в фильм. Вы не знаете, что происходит в голове у Джейка, так что не стоит додумывать за него его мысли и действия. Всё, что вы здесь сказали, - это только и исключительно ваше мнение, основанное на собственных выдумках. Нигде в фильме об этом речи нет. - я допущу на минуту, что так и есть. Но есть косвенные указания на то, что земная цивилизация отвратительна. Это неоспоримо.
И совершенно верно то, что в фильме сказано, что угнетать природу плохо, но даже эта идея плоха. Из-за того, что, как я уже сказал, без угнетения природы прогресс невозможен.
Повторюсь, вам ещё очень и очень многому надо учиться. В том числе, и сердцем. Может, тогда поймёте - Как-то не хочу учиться именно этому. Предпочитаю, чтобы моё сердце больше радело за "двуногих, лишенных перьев, и с ногтями", чем за природу.
И для меня даже тот факт, что человечество вывело себя из-под юрисдикции естественного отбора - повод слагать ему дифирамбы о его величии.
А вот эту вашу фразу я что-то не очень поняла. Идеи и смысл в фильм вкладывает его автор, не так ли? То есть, этими самыми идеями он выражает свою точку зрения. И ему как раз-таки лучше знать, что он хотел сказать своим творением. И если мы действительно понимаем (и понимаем правильно) идеи и смысл фильма - мы как раз-таки понимаем его точку зрения, разве не так?
Совершенно верно. Но понимать что-то и разделять что-то - две совершенно разные вещи. Так, многие понимают логику материализма, но не разделяют материализм.
Лорд Ветер
Так... По секрету. Земля живая... Как и любой мир. Ну нет у нас Эйвы - и что? Есть духи озер, деревьев, стихий.
Это комментировать не буду. Т.к. затевать бессмысленный мировоззренческий спор не хочу.
Во-первых, ему, действительно, было бы негде развернуться в отличии от более маленьких икранов - Торук может жить где-то вдали, да, если ему действительно развернуться негде.
Наездник показывает свое благородство и признает турука равным... - тут не до благородства. Авторитет важнее.
Кстати, да, это тоже. В конце концов, установление цахейлу даже с теми же икранами, не говоря уж о Последней Тени, - это, скорее, как связь всадников с драконами на Перне, а не покорение.
Василий Потап
Знаете, вот теперь я понимаю, что с вами по этой теме мне точно разговаривать не о чем. И если вы скажете ещё что-нибудь по поводу дифирамбов человеку как поработителю природы, я преисполнюсь к вашим взглядам глубочайшим отвращением. Уже в полшаге от этого. Поэтому, пожалуй, даже отвечать не буду на пост. Бесполезно.
На сём закончим.
Да Наездник отпускает турука... Но лично мне кажется, что это только добавит ему авторитета , показав, что он не только на свой статус рассчитывает и на турука, но и на свои собственные силы... Сие, разумеется, имха жестокая...
Пожалуй, кое-что скажу, рискуя нарваться на ваше отвращение. Я уважаю ваши взгляды на природу и даже вашу нетерпимость к тем, кто прославляет человека как её поработителя (т.к. это проявление ревностного отношения к природе). Уваажаю из-за того, что вы, верно, очень любите природу.
Но неужели для вас настолько противны взгляды человека, который очень любит человечество?
Лорд Ветер
А для того, чтобы получит турука, нужно было применить собственные силы, много собственных сил. И всем об этом знают.
А для того, чтобы отпустить того, кого с таким трудом смог получить - сил надо больше... И об этом тоже знают все.
Человечество можно любить по-разному. Впрочем, как и природу. Если ревностное отношение к чему-либо означает смерть для чего-то другого - это уже перебор. Те из "зелёных", кто требует уничтожения всех продуктов технического прогресса без разбору, моего уважения не заслуживают - точно так же, как и те, кто ратует за уничтожение природы во благо человека. И те, и другие, кстати, проявляют поистине человеческую радикальную глупость. Например, "поработители природы" не задумываются о том, что смерть природы может означать смерть и для них самих. А если даже и жизнь - то не очень приятную.
Земля - это не просто шарик, начинённый полезными ископаемыми и условиями для привольного существования людей. Земля - это мать жизни. А убийство собственной матери - не то, на что я могу смотреть с гордостью и называть великолепным.
Но ценность животных и растений для меня гораздо ниже ценности человека. А планета Земля и растения - вещи так и вовсе неодушевленные.
Считал бы Землю одушевленной, то тогда и заботился бы о ней, как о матери.
Знаете, с вами бы сейчас не согласились даже учёные. Но я не буду вас переубеждать - считайте, как хотите.
Dixi.
А этого пока не видно.
Ещё в девяностые годы прошлого века было доказано, что растения реагируют на эмоции людей и приходят в ужас, если рядом с ними кого-то убивают. Уже молчим о том, что реки - это кровеносная система Земли, а леса - её лёгкие...