К моему глубокому сожалению, в Интернете (и не только) бытует расхожее мнение, что для правильного исполнения песни нужно знать слова и аккорды - а больше ничего не надо. И ладно бы ещё это высказывалось относительно известных песен, тех, что на слуху... Вот, например, сочинил кто-то песню, выставил у себя слова и аккорды к ней, а запись - не смог, нет у него такой возможности. Однако, эти самые аккорды побуждают тех, кто умеет играть на гитаре, сыграть эти самые аккорды и как-то под них подстроить слова, а потом - заявлять, что "я сыграл твою песню". У меня же в таких случаях возникает естественный вопрос - а мелодия там какая?

Аккорды песни не делают, аккорды - это аккомпанемент. Мелодию песни ведёт голос, как ни крути. В том случае, если песня исполняется только под гитару, без скрипки, флейты и тому подобных инструментов, которые тоже могут вести мелодию. Если человек, не знающий мелодии, попытается сыграть аккорды и что-то под них спеть - не факт, что у него получится именно эта песня. Я не говорю сейчас об аранжировках, транспозиции и вставлении каких-то модуляций - я говорю об искажении первоначально существующей мелодии.

Мелодия - есть. Аккорды к ней - тоже. Не зная мелодии, пытаться играть по аккордам, ведя голос, как пойдёт, - имхо, это неуважение к автору. Да, при исполнении чужой песни можно где-то вести партию вторым голосом, где-то пониже, где-то повыше - что делать, если голоса не хватает? Приходится измудряться. И современная обработка классических произведений, аранжировки, кавер-версии - это всё тоже имеет право на существование, потому что, слушая того же Зинчука, я без проблем могу услышать в его гитаре скрипку Паганини. Мелодия - узнаваема. А аккорды - это второстепенно.

Песни на чужие стихи - тоже отдельный вопрос. Когда кто-то пишет свою музыку на чужие стихи - он действительно пишет свою музыку. Таких вариантов может быть до кучи и больше, например, та же "Одинокая птица над полем кружит..." - я сейчас могу назвать с ходу как минимум три версии песни на эти стихи. Однако, это именно что разные песни. Со своей мелодией и со своими аккордами. Это не попытка сыграть чужое на свой лад, куда голос метнётся. Это - просто свой, честный вариант.

Вот вернусь с концерта Чайковского - проведу эксперимент. Запишу "Господина Горных Дорог" Мельницы в двух вариантах. Первый - так, как я играю эту песню, просто под гитару, с сохранением первоначальной мелодии. И второй - на те же аккорды, но так, как будто я никогда её не слышала, просто увидела аккорды и захотела сыграть. Вот и посмотрим, что во второй версии останется от "Господина Горных Дорог", кроме слов. И тогда - узнаем, насколько этичным и правильным будет в этом случае "свобода творчества".


UPD 2
На данной стадии эксперимент завершён.

@темы: аккорды, под пенье серебряных струн..., гриб-бегунок

Комментарии
25.04.2009 в 22:37

Do you live, do you die, do you bleed for the fantasy? ©
О, я бы тоже хотела послушать!)
25.04.2009 в 22:59

Я тебе скину))
25.04.2009 в 23:12

Я поджарю врага. А ты пока поджарь мне рыбки. К завтраку я вернусь. (с)
Аэлирэнн , вам не кажется, что если нет записи, то лучше попробовать самой. Не размышлять на тему: "а что будет если...", а просто сделать?) Понравится, не понравится- это не важно, в сущности. Ведь сам процесс...)
Sulinde , хм...Я думал, что мозг - это такой специальный орган для ведения диалогов. Он, конечно, еще много к чему пригоден, но диалоги ведутся тоже из него. Ведь даже с его участием объективную точку зрения найти тяжело, а уж если его услугами не пользоваться...Даже не знаю, как можно так рассуждать)
О, истина рождается в спорах, как сказал кто-то уже давно мертвый. Кстати, по теме поста вы сказали, что полностью согласны с Аэлирэнн . Неужели на все 100%?)
25.04.2009 в 23:46

Доминик Верниус
Ну да. Текст есть, аккорды есть - значит, есть и музыка, а дай-ка я её по-своему, а плевать, что от самой песни в итоге останется и как будет чувствовать себя автор, если услышит. Чем дальше я читаю про ваше отношение ко всему этому, тем более глубокое во мне пробуждается отвращение к такому отношению.

Вы песни не пишете. Вы не знаете, как это, - когда кто-то приходит и уродует твоё детище. Да, именно уродует - потому что с точки зрения автора это воспринимается как раз-таки так.

Давайте я вам приведу последний пример. Вот живёт человек в своей квартире, и есть у него комната, обустроенная соответственно его личным желаниям, прихотям, привычкам и душевному состоянию. Да, он может проводить перестановку, что-то менять, но все эти перемены будут проводиться опять же согласно его хотению. Так, как ему удобно. Эта комната - его личное пространство.
И вот приходит к нему другой человек и, не спросясь, переставляет всё так, как нравится ему. Вот просто так, ради процесса. Захотелось. И плевать ему, что первому в этой комнате теперь стало некомфортно, с души воротит, потому что - не его. И так это всё пакостно, что хоть волком вой и о стены бейся. А второй тычет пальцем и говорит: вот живи теперь в этой комнате. А что такого? Мебель-то та же самая осталась, ни одной занавески не выкинуто, даже обои на стенах те же. А душевное состояние - да чихать на это состояние, кому оно важно? Главное, что нравится второму, а чувства первого - да кому они нужны, кто о них задумывается? Главное - сделать! Прийти, подстроить чужое личное пространство под себя да ещё и жить в нём другого заставить. Как вам картинка?

Если вы и этого не поймёте и не почувствуете - я не скажу вам больше ничего по этому поводу. Потому что посчитаю, что разговаривать с вами на тему элементарной этики - бесполезно.
26.04.2009 в 00:16

Я поджарю врага. А ты пока поджарь мне рыбки. К завтраку я вернусь. (с)
Аэлирэнн , но если это делается просто для себя?! Нигде не вешать, никому не петь, просто для себя? Я вообще не считаю правомерным вешать где-то чужие песни, даже подписывая авторство. Даже не видоизменяя. В отношении другой мелодии, я имею в виду просто положить чужие стихи на другую музыку. Ну вы же сами клали стихи на чужую музыку. Автор вполне мог иметь в виду совсем другой ритм и другой смысл, но вы ведь делали! А задумывались ли, на какое слово делал ударение автор? А даже если вы это слово определили верно, то все равно восприняли это по другому.
Я пишу песни, просто не считаю это своей деятельностью. Просто ведь нельзя считать деятельностью то, в чем ты не можешь быть лучшим, или хотя бы одним из лучших. Вообще творчество моего авторства, несколько видоизмененное, много раз выставляли на конференции и делали с ним что-то совсем крамольное, но добавляли что-то новое, совсем-совсем другое, оно начинало играть по другому. С этим выигрывали, и знаете, это ведь прекрасно, когда что-то твое дает мотивацию к развитию. Этим я не хочу сказать, что правомерно брать чужую песню, переигрывать ее и куда-то с этим идти. Можно ведь просто взять стихи и переложить на другую музыку, никому это особо не демонстрируя.
26.04.2009 в 00:32

Доминик Верниус, ещё раз повторяю, стихи - это одно, а текст песни, родившийся одновременно с музыкой, - совсем другое.
И когда я пишу песни на чужие стихи, я связываюсь с автором и прошу его рассказать, какой он видит эту песню. Потом, в процессе написания, стараюсь придерживаться его рекомендаций, а затем - в первую очередь отсылаю получившийся вариант ему, чтобы узнать его мнение. Если наши взгляды будут различаться, если ему не понравится - я переделаю. И мне действительно стыдно за "Sith Autumn", потому что там такой обратной связи не вышло - меня попросил о песне другой человек, это шло как подарок, поэтому я не могла отказать. Я тогда ещё спросила, не будет ли возражать автор, - меня заверили, что не будет. А стоило бы связаться самой.

Насчёт "просто для себя"... Знаете, меня всегда настораживало вот это "просто для себя". Потому что сперва - оно всегда так. А вот во что может вылиться... Может, и не выльется, конечно. Но я уважаю не только личность автора, написавшего одновременно и стихи, и мелодию. Я уважаю и саму родившуюся песню, которую пусть и не слышала, но ведь где-то она существует. И я не считаю этичным и верным изгибать и вертеть её так, как мне заблагорассудится. В конце концов, ей может быть больно.

Моя позиция мне ясна. Ваша - тоже, пусть я её и не приемлю. Посему - не будем больше говорить об этом.
26.04.2009 в 00:47

Я поджарю врага. А ты пока поджарь мне рыбки. К завтраку я вернусь. (с)
Аэлирэнн ,эх...умолчим про мертвых авторов)
Знаете, вы правы: нравственность - забавная штука. Она диктуется скорее личным восприятием человека общественных норм. Поэтому, лучше не разбивать лбы о нерушимые догмы и уважительно отнестись ко мнению обеих сторон) В конце концов, любое мнение имеет право на существование. И это хорошо, что их существует много и они все разные)
Однако же, наш диалог был для меня очень радостным, ибо вы познакомили меня с новыми аспектами человеческой морали) Я вообще восхищен вашей...гармонией)
26.04.2009 в 00:52

Доминик Верниус
О "человеческой" тут речи и не шло. Равно как и об общественных нормах. Просто - уважение. От сердца. К живому. Потому что песня, где стихи и музыка являются одним целым, потому что созданы друг для друга и родились вместе, - живая, что бы вы ни думали по этому поводу.

Пошла удалять файлы с файлообменника.
26.04.2009 в 00:56

Я поджарю врага. А ты пока поджарь мне рыбки. К завтраку я вернусь. (с)
Аэлирэнн , стихи ни чем не хуже песен) Там тоже изначально есть мелодия)
Какие файлы? Надеюсь вы не собираетесь удалять свои песни на чужие стихи? Они ведь прекрасны!)
26.04.2009 в 01:03

Доминик Верниус
Файлы эксперимента.
Сколько раз мне ещё повторять вам, что разговор окончен?
26.04.2009 в 11:30

Я - это другой Ты. (Кодекс чести Майя)
Доминик Верниус
Кстати, по теме поста вы сказали, что полностью согласны с Аэлирэнн . Неужели на все 100%?)
согласна на все 100 %.