вторник, 29 сентября 2009
Итак, то, к чему мы так долго шли, но, наконец, пришли. То, что сейчас чаще всего называется менестрелем в песнях и в быту. Образ сей, взращенный на всякого рода сказаниях и сделавшийся особенно популярным благодаря творчеству прекрасной Тэм (и отчасти Ниэннах, но это уже к вопросу о Чёрных), сейчас, к сожалению, становится затасканным до невозможности - очень многие примеряют его на себя, не привнося практически ничего нового. И зачастую бывает так, что некий товарищ, только что научившийся криво бренчать на расстроенной гитаре и сочинивший унылую однообразную песТню про гордые одиночные странствия с лютней за спиной (исполняемую непременно вдохновенно, хоть и фальшиво), уже гордо именует себя менестрелем. Над такими или тихо хихикают в кулачок, или откровенно опускают, а порой даже и бьют, если сильно достанут. И сейчас я взяла на себя труд в деталях описать, что из себя представляет менестрелюс штампус вульгарис.
К вопросу обиженных воплей "Над кем смеётесь?! Над собой смеётесь!" (с) - спешу обрадовать, я действительно в какой-то мере смеюсь над собой. Над той юной трОгично-романтиШной собой, что чуть было не стала тем самым штампус вульгарис. Правда, в моём случае эти поползновения прошли куда легче и не по всем статьям - начать с того, что я только через два года моей песнетворческой деятельности начала писать конкретно о менестрелях и ещё через два - сама стала называть себя менестрелем, пока не переквалифицировалась в аццкого Minstrel'я. В разборе по пунктикам это непременно будет отражено, не волнуйтесь)
В достаточно жёстком стёбе ниже будут использованы цитаты из песен Тэм и не только, но, повторюсь, это не значит, что созданный в них образ певца душ - плох и вообще; плохо то, что им прикрываются все без разбору. Отсюда - толпы клонов, растаскивающих на лоскутки это гордое имя.
Поехали.Итак, начнём. Среднестатический современный "менестрель" обязан:
1. Быть странником.
Час пришел нам отправляться -
Нас дорога ждет! (с) Тэм и Йовин
Дорожный плащ, пыльные башмаки, ветер в волосах, страсть к странствиям, нигде никогда не засиживаться долго на одном месте - всё время вперёд и вперёд, бродя по разным городам и деревням, петь про дорогу, петь в дороге, петь для всех, кто на пути попадётся. Такое ощущение, что домоседов среди менестрелей просто не существует! Вечные странствия стали для них просто-таки смыслом жизни. Стоит только осенним птицам позвать за собой, как дома этих бродяг не удержать. Да и вряд ли он у них есть, этот дом, при такой-то жизни.
У меня штамп "запылённый плащ" встречается в "Леди Тени", но, слава Звёздам, смысл песни несколько в другом. Сурово странствуют мои "Осенние скитальцы" - но они на удивление не менестрели, просто какие-то непонятные товарищи, которых выгнали из дома целым племенем (или что там было, не знаю), и теперь они идут на восток в поисках нового пристанища.
2. Быть нищим.
Мне нечем заплатить тебе, хозяйка кабака,
Вот разве что осиновым листом. (с) Тэм
Деньги - аццкое зло, творчество - дар свыше, посему своим творчеством менестрель зарабатывать на жизнь не может. Ну, разве что, петь за еду - только так он ещё не умер с голоду. Вдохновенный певец не берёт денег с бедняков (ибо их жалко), с друзей (ведь это же друзья, какие тут деньги!), с богатых (неправедно добытое золото жжёт руки) - вообще ни с кого! Настоящий служитель Искусства должен быть голодным. К сожалению, такое мнение прослеживается не только в песнях, но и в умах современных слушателей, которые считают, что попевать свои песенки (ведь это же им легко!) музыканты должны забесплатно, потому что сие - для души, а стоит только заикнуться об оплате, как сразу подымется возмущение: как так, менестрель не может быть продажным, ведь всё для народа, а деньги - зло и прах! Только почему-то эти крикуны не задумываются о том, что музыканты тоже хотят кушать, а менестрельничанье - это тоже труд.
У меня мотив "забесплатности" проскальзывает в "Таверне Ста Дорог" - "здесь платят песней за вино и байкой за пирог", но тут, хвала Звёздам, не менестрели нищие, а Таверна такая оригинальная. Петь и травить анекдоты должны все, кто пришёл, таков закон. Это тут работает вместо денег - для всех.
3. Ходить в лохмотьях.
Мне бы бродить по земле в оборванном плаще да с дырявой сумой... (с) Тэм
Тесно связано с предыдущим пунктом. Раз нет денег, то нет и нормальной одежды, это ежу понятно. Одевается менестрель скромно и неприметно, пряча под плащом всё, что нелицеприятно изношено. И башмаки у него дырявые, да... Маэстро Лютик по сравнению с такими ребятами - полный буржуй.
4. Пить вино. Порой - беспробудно пьянствовать.
Налейте чашу менестрелю,
Я вам сыграю и спою.
Я пью вино, но не хмелею:
Тем меньше пьян, чем больше пью. (с) Тэм
Иные напитки категорически не приветствуются - ну, может, кроме воды и эля (или сидра), но и то со скрипом. Воду менестрель пьёт, когда вино пить не на что (см. п. 2), а угостить некому, или когда он в дороге (см. п. 1), а вино кончилось. Эль же и сидр - сие есть более дешёвый суррогат вина. А такие напитки, как сок, лимонад (хотя бы имбирный, для поддержания антуража), кисель, компот, чай, кофе - или даже коньяк и шампанское, - ни-ни, низзя!
5. Лажать.
Трепещите, враги: я уже начинаю,
Буду песни орать я всю ночь напролёт. (с) Тэм
Увы, даже этот изначально смешной и забавный ход превращается в штамп. Среднестатистический менестрель просто обязан подчеркнуть, как он порой хреново поёт. Назло врагу или из-за природной вредности. Или потому, что перепил, см. п. 4. И то, что раньше представляло собой пародию и стёб, высмеивающий фальшивых певцов, зачастую становится оправданием для этой самой фальши.
Каюсь, я чуть было не сочинила об этом песню. Вовремя опомнилась, просто посчитав на пальцах, сколько раз уже об этом пели и продолжают петь.
6. Играть на чём попало.
Сказка легкая эта
И ржавые мои струны... (с) Олег Медведев
Бедные, бедные менестрельские инструменты. Серебро струн истрепалось, сталь - заржавела, гитары и лютни стареют, трескаются, хрипят, скрежещут, стенают, воют, плачут - а как не плакать-то, при таком состоянии? А ещё струны очень часто рвутся. Ну очень часто. Раз в неделю - точно. Не напасёшься. И колки изнашиваются, да. А уж про то, что лак с грифа облезает, и говорить нечего. А всё потому, что менестрели, пускаясь в дорогу (см. п. 1), очень часто не обращают внимания на такую мелочь, как непромокаемый чехол для инструмента. Потому что носить гитару или лютню без чехла - куда антуражнее. Жаль, жаль...
7. Драться собственным инструментом.
Кто сказал вам, что гитара -
Не ударный инструмент?! (с) Хельга Эн-Кенти
Чёрт побери! Как ни прискорбно признавать, но и это - уже боян. Видимо, тоже вытекающий из п. 4. Со всего размаху вдарить подбежавшего громилу по башке лютней - это самое милое дело. Что первое под руку попалось, тем и... Ну, если принять во внимание п. 5, то тогда всё понятно - такую хрень не жалко. Беречь инструменты в энтой среде явно не принято. Даже потому, что это - орудие, которым они зарабатывают своё пропитание, не то что из-за уважения и любви к самому инструменту!
8. Страдать.
Ветер, светлый рыцарь мой, боль развеет ранную
И одно оставит мне имя – Менестрель. (с) Тэм
Неважно, из-за чего. Из-за разбитого ли сердца, безответной любви, смерти родных, глубокой обиды, просто какой-то глухой тоски, гложущей сердце, - страдать обязан. Ибо. И петь об этом он тоже обязан. Не страдающий менестрель - всё равно что сытый и трезвый, так неприлично.
У меня имеется достаточное количество песен про стрОдание - фактически, весь первый этап моего песнетворчества был какой-то эмообразный. Но спасает меня одно - у меня стрОдают не менестрели...
9. Быть сумасшедшим.
Лютня меня обнимает за плечи, я последний спятивший менестрель,
И безумье моё идёт впереди и знамя несёт в руках. (с) Тэм
К счастью, в песнях я такой образ нечасто встречала, но зато в быту это отражается в убеждении, что раз менестрели - не от мира сего, то им всё прощается. Что взять со свихнутых? А раз ты спятил, то просто обязан совершать всякие безумные поступки и вести себя вызывающе. И никому уже не важно, что под сумасшествием изначально понималось приверженство добру, правде и любви в этом злом, лживом и холодном обществе.
10. Быть вдохновенным, одарённым и вообще высшим существом.
Седьмая звезда, храни мой дар,
Да не станет слово осколком льда... (с) Тэм
Менестрель - не просто псих, он - Избранный. Он живёт по своим законам, в его глазах горит неземной огонь, его сердце крылато, душа пафосна, а песни пронзают насквозь. И всё бы ничего, будь это действительно так. Но зачастую "одарённость" выливается в надменность и взгляд сверху вниз на всех, кто "не". Да и на конкурентов тоже. Непонятый и обиженный гений. И ничего ему больше не нужно, кроме как собственного дара (если он на самом деле есть).
Кстати, сюда же - неприятие логики. Вдохновенным и одарённым претит соблюдать рифму, считать слоги и избегать тавтологий. Они считают разум злом и "пишут, как приходит свыше". Беда в том, что эти самые каналы "свыше" (если они действительно существуют у конкретных существов) частенько бывают засорены и проводят всякую неудобоваримую хрень, принимаемую существами за божественное откровение. Чуйства есть - ума не надо.
У меня "избранность" кое-как прослеживается в первой моей "Свече" - "гитара, конь, певучий звон меча - мне ничего не нужно больше, Господи...". Но именно кое-как. И там, опять же, не про менестреля) А нечто более автобиографичное.
11. Быть одиноким.
Плачь, лютня менестреля-одиночки.
Ты выбрал путь, ну так иди вперёд. (с) Тэм
Весёлая компания - не для него. Он всегда одинок, он идёт вперёд и не смотрит назад. Ну, может быть, иногда у него появляется один (но только один!) спутник помимо верной гитары/лютни. Ибо таков его путь/судьба/карма/призвание/предназначение. Бороться в одиночку со всей несправедливостью мира.
12. Быть изгоем, отверженным и непонятым.
Так зачем же свою душу
Перед ними рвать?
Кто тебя захочет слушать,
Если не понять… (с) Тэм
Этот пункт тесно связан с пунктами 9, 10 и 11. В принципе, он из них вытекает. Менестрели противопоставляют себя серому быдлу, которое их не понимает. Беда в том, что "серое быдло" оч-чень часто таковым не оказывается, а обособление от толпы превращается в простой выпендрёж товарищей с завышенным ЧСВ.
У меня оно есть в "Откровениях менестреля" в самом конце - "не смотрите мне вслед, я - простой менестрель, мои песни не знают вас". Но тогда писался такой бред, хоть и красивый... что это не удивительно))
13. Влюбляться в благородных дам. Особенно замужних.
Я найду тебя, моя светлая леди,
Даже в замке серых теней. (с) Тэм
Цитата несколько не точна, но больше найти не удалось. Поскольку сей штамп пошёл из литературы - от образа маэстро Лютика, известного сластолюбца и сердцееда. Менестрели трогают сердца томных красавиц любовными балладами, и стоит только мужьям прелестниц отлучиться на минутку, хоп - и уже рога выросли! Или же, если менестрели более нравственны, они смотрят на недоступных гордых дам и вздыхают, прижимая к сердцу кружевные платочки с монограммой, тайком стыренные из надушенных карманов, а заодно - сочиняют всё новые и новые песни о любви. А мужья-аристократы (обычно - злодеи, каких свет не видывал, но не потому, что мужья, а потому, что аристократы и богачи, привет Робин Гуду и СССР) выгоняют непрошеных воздыхателей из городов, стран, сажают их в тюрьмы или на кол, казнят иными способами - издеваются, в общем, как хотят.
"Злые аристократы" встречаются у меня в песне "Не плачь, королева" - но там сюжет несколько другой. Менестрель любил незамужнюю принцессу, и всё было бы хорошо, но её папеньке нужны были деньги, и он выдал дочь за соседа. А тот, недолго думая, кокнул незадачливого певца. Такая вот грустная история.
14. Хамить власть имущим.
В том вина ли, что был он дерзок?
В том, что не признавал правил?
В том, что был в своих песнях резок
К тем, кто родом людским правил? (с) Дэн Назгул
Про швыряние нелицеприятной правды в лицо тиранам - это вообще отдельная песня. Такое ощущение, что среди менестрелей сплошь самоубийцы. Им не приходит в голову вести подпольно-подрывную партизанскую деятельность среди местного населения, складывая про неугодных владык частушки и распространяя их так, чтобы никто не догадался, кто автор. Как в наших "Трёх мушкетёрах" - "Кардинал был влюблён в госпожу де Гильон...". Нет, они внаглую заявляются во дворец к правителям и поют прямо перед ними всякие гадости. Кто говорит - смелость, я говорю - тупость. И удивляюсь терпению владык, кои ещё и песню до конца дослушать умудряются. И только потом отдают приказ схватить, посадить и казнить. Как ещё поголовье таких "менестрелЁв" не вымерло - загадка века. А ведь не вымерло, ибо они появляются снова и снова...
15. Умирать на войне в попытке примирения сторон или в результате предательства.
Вдруг – звон тетивы, и запела стрела.
Безумец упал, не допев до конца. (с) Тэм
Это, так сказать, апофеоз всего вышеперечисленного. Ибо, если соблюдать все до единого пункты, тебя наверняка прирежут. Или пристрелят. Или втихую утопят - а чтоб под ногами не мешался! "Пристрелите его на входе на поле сраженья..." (с) Тэм, ага)) Иногда складывается такое ощущение, что менестрелей на войне полегло больше, чем солдат. А разновсякие предатели продают их на смерть чаще, чем королей и придворных. И ещё интересно - кто из них доживает таки до старости, а?
В моём "Плаще из радуг" менестрелю тоже приходит каюк - правда, смысл песни сосредоточен не на нём, а на вечном противостоянии Света и Тьмы, и певец с суицидальными наклонностями тут, скорее, средство передачи смысла, нежели сам смысл. Кстати, я тогда ещё Тэм не слышала)
В общем, вот как-то так... Если ещё кто чего вспомнит - пожалте в комменты, дополним сей список.
Повторюсь, я не утверждаю, что всё это - плохо и недостойно. Я говорю лишь о том, что все эти пункты уже чересчур заезжены. И чем больше пунктов встречается в творчестве определённого молодого исполнителя, тем большее сомнение возникает у меня по поводу его принадлежности к профессии менестрелей.
Воображение. Вдохновение. Фантазия. Творчество - от слова "творить", творец - создаёт нечто новое. Идёт дальше. Не облизывает со всех сторон и так уже облизанные штампы. Вот я к чему веду всё это.
Но от упомянутых в разборе песен я отказываться и отрекаться не собираюсь. Это - моё прошлое, мои тогдашние достижения, процесс моего становления. И они - хороши. Да, я признаю, что они хороши, признаю для себя самой. И не собираюсь скрывать от других то, как я росла и взрослела.
Dixi.
@темы:
поправив очки, выдать что-нибудь с умным видом,
кадавры,
безумству храбрых...,
под пенье серебряных струн...
Я не говорю о том, что гитара - это плохо. Я сама с ней живу, если ты не заметила) Но можно играть на гитаре и не называть себя менестрелем, особенно если ты таковым не являешься. А можно играть и называть себя по-другому. Мне просто стало жалко это слово.
Просто какой-то культ из свой гитары делают эти...в немецком есть хорошее выражение: "möchte-gern..." Так вот как раз такие möchte-gern-менестрели.
А-а-а, вы про это!)) Ну, это уже другая крайность. Просто сие встречалось мне не столь часто, чтобы можно было выделить отдельный пункт... В принципе, один раз только и встречалось)
Вот для меня это из оперы "пока пальцем не укажут..".++
*утащило в цитатник*
Менестрель - это тот, кто поет про все вышеперечисленное под любимые бардовские аккорды и на расстроенной гитаре. По сути - тот же турист с гитарой, только по тексту у него не палатка-костер-перевал, а таверна-рыцарь-Элберет
Что, правда?)
О. Садей
Erna_Y
Примерно об этом я во вступлении писала)) Вот разве что про бардовские аккорды не упомянула - и то, лишь по той простой причине, что даже на трёх аккордах можно такое написать, что ых! К примеру, "Саламандра" Дэна Назгула написана всего на двух аккордах, как выяснилось к моему недюжинному удивлению.
Элрэт Рыжий
М-м, тут несколько не то... Здесь менестрель нужен королеве, а в п. 13 - наоборот, королева нужна менестрелю. Но если найдётся цитата получше, я с удовольствием сменю ту) Джема-то я не слушаю.
А вот к бардовской песне в общепринятом ее значении и ее стилистическим ответвлениям я отношусь с предубеждением.
У-у-уй, не говорите мне о современных бардах... Я выросла на таких зубрах, как Городницкий, Дольский и Никитины, потом были Иваси и Хомчик. И вот это - не просто "милая моя, солнышко лесное". А вот то, что началось потом... Почему я ни разу на "Грушу" и не ездила.
Потому и хочется, чтобы менестрели не пренимали этих порочных традиций "разговора на кухне о водке по душам"
Из бардов мне больше всех нравится Розенбаум - у него и лирика мощная, и музыка, и подача.
Я как-то из Ивасей, Городницкого, Никитиных и вообще из тех бардов не вылезла.
Кстати у Васильева, когда он поет один, намного лучше песни, чем вместе с Иващенко...имхо.
Боюсь, что у менестрелей будет разговор о вине или здравуре)
Розенбаум - не мой тип, чисто по голосу. Я всех воспринимаю сперва по голосам, потом - по музыке, а уже потом - по тому, что поют)
Тишорт
А потом есть всякие молодые барды и юные туристы... Из всех из них мне нравится только Щербаков. Правда, он уже тоже "старичок", можно считать.
Васильева в одиночку не слышала)
Хм...нет, этих я не слышала вообще.
Та не, спасибо, у меня сейчас с ними перерыв)
А-а, я это читала на чьём-то дайре) Да и статью Иллет тоже видела. А вот они сами - явно нет)
Еще какая.ОО.
У меня во всех "как бэ стихах", в наглую сквозят большинство пунктов.Оо.
И это жутко.><
*честно будет исправляться*
++"
Ну, Козловского, имхо, тоже можно записать в "старички") И мы не про всех бардов, а про тех "бардов", о ком пел Борис Бурда в своём "Туристическом марше") "Не щадя гитар, не леча катар, / В тишину врываясь, как нашествие татар, / Мы наносим по природе акустический удар."
Кстати, надо бы текст выложить...
А рок - да, тоже туда же, тем же. Чего стоит одно то, что "Зверей" называют рок-группой...
Элрэт Рыжий
А во "Много ль надобно шуту" есть подходящая цитата?
читать дальше
Однако, и правда) Но не будем забывать о том, что Джем, как и Тэм, и Йовин, и ещё кое-кто - принадлежат к тем зубрам, что стояли на заре сего направления. Они-то как раз были первопроходцами, а вот потом - началось...
Ну, у нас же тема - "Поговорим о штампах") Вот что о штампованных "менестрелях", то и о штампованных "бардах")
Элрэт Рыжий
У Тэм иное кредо - "Всё, что нельзя взорвать, надо хотя бы заминировать..." (с) )) И она сама признавалась, что "от серебра уже саму тошнит", - но ведь идёт! Думаю, это один из тех случаев, где действительно есть каналы свыше. Да и потом, в "Стражах последнего рубежа" она поёт о воинах, а не о менестрелях.
Утешает лишь то, что он старый....