Продолжаем разговор. Напоминаю, всё нижеследующее - мой вольный (или не очень) пересказ книги Ирины Маниченко "Десять секретов воспитания ребёнка". Первый уже был, на очереди второй.
Секрет 2
Как научиться понимать ребёнка
читать дальшеПрежде всего, следует помнить, что ребёнок, пока маленький, зачастую не понимает себя сам. И для него гораздо важнее знать, что он чувствует, нежели почему. Тем более, что в трудных ситуациях ребёнок не способен принять ни совета, ни утешения, ни конструктивной критики, ему лишь хочется, чтобы его поняли, поняли, что происходит у него в душе, - а сам подробно объяснить свои чувства не может. Для этого необходимо слушать ребёнка - но и не просто так.
Нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании, что понимаете его, "слышите" его - с помощью техники активного слушания. Ирина предлагает озвучивать чувства ребёнка, которые, по вашему мнению, он испытывает в данную минуту. Если вы ошибётесь - он сам вас и поправит. Например, если его за что-то поругала учительница, не надо интересоваться: "За что? За дело, так ведь?" - и жалеть его тоже не надо: "Бедняжка!". Нужно показать ему, что вы понимаете, каково ему тогда пришлось. Ирина предлагает следующие варианты утверждений:
- Тебе было очень неприятно.
- Ты, наверное, страшно разозлился.
- Ты обиделся на учительницу.
- Тебе было неудобно перед ребятами.
То есть, нужно повторить то, что он сказал, и назвать при этом его чувство. Имхо, я бы употребила несколько иную форму построения предложения, в английском языке это называется "хвостатый вопрос" - tag question. Причём, произносится он с утвердительной интонацией, вопросительная появляется только в конце: "И тебе было очень неприятно, верно?". От интонации в этом деле многое зависит - точно так же, как и во всех прочих. А в таком "хвостатом вопросе" присутствует не только повтор слов ребёнка и определение его чувства, но ещё и указание, что мнением ребёнка интересуются. Или можно произносить те же самые утверждения, приведённые в пример в книге, с утвердительно-вопросительной интонации. Мол, мы не говорим за ребёнка, что он чувствует, мы интересуемся - правильно ли мы определили его чувства. Однако, в любом случае, надо подстраиваться под то, как себя при такой вашей реакции чувствует ребёнок.
Для того, чтобы узнать его чувства, необходимо внимательно смотреть на ребёнка, слушать его, а также положиться на свой собственный эмоциональный опыт - однако, не полностью. То, что для вас даже в детстве являлось пустяком, для ребёнка может оказаться трагедией. Потому что, как ни крути, а ваше чадо - это не вы.
Вот, допустим, пример. К отцу-инженеру приходит сын с гуманитарным складом характера и жалуется, что у него плохо с математикой и ему поставили двойку. Если отец спроецирует свой эмоциональный опыт на эту ситуацию, он вполне может фыркнуть: "Да ерунда! Математика - это легкотня, ты просто не стараешься". Потому что у него-то с математикой никогда проблем не было. Или просто с жалостью бы сказал: "Да, математика - это не твой конёк". Сказать-то сказал, а ребёнок услышит - "Ты ничтожество, ты ничего не умеешь и ни к чему не стремишься". Ведь дети склонны к преувеличениям, это особенность психики. Сын посчитал бы, что отец просто хочет от него отделаться, ему не интересны его проблемы. А уж если бы папаша взялся за ремень - вообще пиши пропало. Мальчик просто перестал бы доверять ему свои переживания.
Но. Стоило бы отцу только проявить понимание и сочувствие... Вспомнить, например, как ему в школе тяжело давался русский - и соотнести свой опыт с личностью своего сына. И сказал бы он тогда нечто вроде: "Да, математика - нелёгкий предмет. Некоторые задачи очень трудно решить. Ты из-за этого переживаешь, да? И думаешь, что мы в тебе разочаруемся. Но это не так. И я верю, что ты сделаешь всё, что сможешь!" Тогда для мальчика появился бы дополнительный стимул исправить оценку - потому что к его неудаче отнеслись с пониманием. Ведь двойка - это ещё не конец света.
Правила активного слушания
1. Когда вы хотите выслушать ребёнка, повернитесь к нему лицом так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Присядьте, если надо, или возьмите его на руки, или посадите на колени. По собственному опыту говорю: когда на тебя смотрят сверху вниз (и при этом ещё нотации читают, бр-р...) - это очень неприятно. Идёт подсознательное ощущение подавления воли, гнетущее чувство, будто ты - мелкая букашка, и твои проблемы никому не нужны. С другой стороны, если вы будете смотреть на ребёнка снизу вверх, ему может показаться, что вы перед ним заискиваете. Поэтому - глаза в глаза, как с равным.
Попробуйте повторять его мимику, жесты, интонацию. Это поможет быстрее установить контакт - только не увлекайтесь, а то он может решить, что вы его передразниваете) Опять же, всё зависит от личности ребёнка. Но вот чего нельзя делать ни в коем случае - так это разговаривать с ребёнком из другой комнаты, смотря телевизор, стоя у плиты или даже лёжа на диване. Поскольку ваша поза сообщает ему, насколько вы готовы его выслушать.
2. Не задавайте вашему огорчённому чаду вопросов типа: "А почему ты не хочешь больше учить математику?", "Чем она тебе не угодила?", "Ну, как же ты не будешь больше общаться с Женечкой, ай-ай-ай?". Потому что так ребёнок может посчитать, что вы не хотите ему помочь, а лишь интересуетесь, что произошло, из собственного любопытства. Фраза, оформленная как прямой вопрос (а не "хвостатый"), не отражает сочувствия. На вопрос "Что случилось?" дети обычно отвечают: "Ничего!", а если сказать "Что-то случилось..." или "Что-то случилось, так ведь?", то ребёнку будет легче начать рассказывать о произошедшем.
3. После каждой своей реплики выдерживайте паузу, чтобы ребёнок осмыслил ваши слова, понял, что за чувства он переживает, и ощутил, что вы - рядом с ним, вы его понимаете. Если он смотрит не на вас, а в сторону или "вглубь себя" - молчите и не мешайте, он думает. Не требуйте от него моментальной реакции - это же ребёнок, такая ситуация может быть для него первым опытом, он должен всё прочувствовать, осмыслить, понять. Одной из страшных ошибок моего отца было то, что он во время своих нотаций всегда требовал смотреть в глаза, как-то реагировать на его слова - например, кивать и поддакивать. Угу, а когда мой брат таки смотрел в его глаза, его же обвиняли в наглости... Ну ладно, это частный случай и больная тема.
4. Если у вас мало времени - лучше не начинайте слушать. А то и вы будете дёргаться, и ребёнок разочаруется, что вы его обрываете на полуслове. Однако, не отмахивайтесь от него а-ля "Не сейчас, не видишь, я занят!". Объясните, что у вас сейчас важное дело, но вот вы его закончите, тогда сядете вместе и всё обсудите. И то - не увлекайтесь таким "кормлением завтраками". А если уж накормили - будьте добры, исполняйте обещание.
Если родители будут активно слушать ребёнка, то некоторые свои проблемы он сможет решить и сам. Ведь всё, что ему необходимо, это - моральная поддержка. Порой достаточно просто озвучить чувства ребёнка, и он уже знает, что ему делать дальше. Кстати, ещё один плюс этого метода - обратная связь. Дети тоже начинают активно слушать родителей. А если папа или мама отделываются от ребёнка ничего не значащими фразами или ругаются - пусть потом не удивляются, что тот впоследствии будет относиться к ним точно так же. Это как бумеранг - он всегда возвращается.
Секрет 2
Как научиться понимать ребёнка
читать дальшеПрежде всего, следует помнить, что ребёнок, пока маленький, зачастую не понимает себя сам. И для него гораздо важнее знать, что он чувствует, нежели почему. Тем более, что в трудных ситуациях ребёнок не способен принять ни совета, ни утешения, ни конструктивной критики, ему лишь хочется, чтобы его поняли, поняли, что происходит у него в душе, - а сам подробно объяснить свои чувства не может. Для этого необходимо слушать ребёнка - но и не просто так.
Нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании, что понимаете его, "слышите" его - с помощью техники активного слушания. Ирина предлагает озвучивать чувства ребёнка, которые, по вашему мнению, он испытывает в данную минуту. Если вы ошибётесь - он сам вас и поправит. Например, если его за что-то поругала учительница, не надо интересоваться: "За что? За дело, так ведь?" - и жалеть его тоже не надо: "Бедняжка!". Нужно показать ему, что вы понимаете, каково ему тогда пришлось. Ирина предлагает следующие варианты утверждений:
- Тебе было очень неприятно.
- Ты, наверное, страшно разозлился.
- Ты обиделся на учительницу.
- Тебе было неудобно перед ребятами.
То есть, нужно повторить то, что он сказал, и назвать при этом его чувство. Имхо, я бы употребила несколько иную форму построения предложения, в английском языке это называется "хвостатый вопрос" - tag question. Причём, произносится он с утвердительной интонацией, вопросительная появляется только в конце: "И тебе было очень неприятно, верно?". От интонации в этом деле многое зависит - точно так же, как и во всех прочих. А в таком "хвостатом вопросе" присутствует не только повтор слов ребёнка и определение его чувства, но ещё и указание, что мнением ребёнка интересуются. Или можно произносить те же самые утверждения, приведённые в пример в книге, с утвердительно-вопросительной интонации. Мол, мы не говорим за ребёнка, что он чувствует, мы интересуемся - правильно ли мы определили его чувства. Однако, в любом случае, надо подстраиваться под то, как себя при такой вашей реакции чувствует ребёнок.
Для того, чтобы узнать его чувства, необходимо внимательно смотреть на ребёнка, слушать его, а также положиться на свой собственный эмоциональный опыт - однако, не полностью. То, что для вас даже в детстве являлось пустяком, для ребёнка может оказаться трагедией. Потому что, как ни крути, а ваше чадо - это не вы.
Вот, допустим, пример. К отцу-инженеру приходит сын с гуманитарным складом характера и жалуется, что у него плохо с математикой и ему поставили двойку. Если отец спроецирует свой эмоциональный опыт на эту ситуацию, он вполне может фыркнуть: "Да ерунда! Математика - это легкотня, ты просто не стараешься". Потому что у него-то с математикой никогда проблем не было. Или просто с жалостью бы сказал: "Да, математика - это не твой конёк". Сказать-то сказал, а ребёнок услышит - "Ты ничтожество, ты ничего не умеешь и ни к чему не стремишься". Ведь дети склонны к преувеличениям, это особенность психики. Сын посчитал бы, что отец просто хочет от него отделаться, ему не интересны его проблемы. А уж если бы папаша взялся за ремень - вообще пиши пропало. Мальчик просто перестал бы доверять ему свои переживания.
Но. Стоило бы отцу только проявить понимание и сочувствие... Вспомнить, например, как ему в школе тяжело давался русский - и соотнести свой опыт с личностью своего сына. И сказал бы он тогда нечто вроде: "Да, математика - нелёгкий предмет. Некоторые задачи очень трудно решить. Ты из-за этого переживаешь, да? И думаешь, что мы в тебе разочаруемся. Но это не так. И я верю, что ты сделаешь всё, что сможешь!" Тогда для мальчика появился бы дополнительный стимул исправить оценку - потому что к его неудаче отнеслись с пониманием. Ведь двойка - это ещё не конец света.
Правила активного слушания
1. Когда вы хотите выслушать ребёнка, повернитесь к нему лицом так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Присядьте, если надо, или возьмите его на руки, или посадите на колени. По собственному опыту говорю: когда на тебя смотрят сверху вниз (и при этом ещё нотации читают, бр-р...) - это очень неприятно. Идёт подсознательное ощущение подавления воли, гнетущее чувство, будто ты - мелкая букашка, и твои проблемы никому не нужны. С другой стороны, если вы будете смотреть на ребёнка снизу вверх, ему может показаться, что вы перед ним заискиваете. Поэтому - глаза в глаза, как с равным.
Попробуйте повторять его мимику, жесты, интонацию. Это поможет быстрее установить контакт - только не увлекайтесь, а то он может решить, что вы его передразниваете) Опять же, всё зависит от личности ребёнка. Но вот чего нельзя делать ни в коем случае - так это разговаривать с ребёнком из другой комнаты, смотря телевизор, стоя у плиты или даже лёжа на диване. Поскольку ваша поза сообщает ему, насколько вы готовы его выслушать.
2. Не задавайте вашему огорчённому чаду вопросов типа: "А почему ты не хочешь больше учить математику?", "Чем она тебе не угодила?", "Ну, как же ты не будешь больше общаться с Женечкой, ай-ай-ай?". Потому что так ребёнок может посчитать, что вы не хотите ему помочь, а лишь интересуетесь, что произошло, из собственного любопытства. Фраза, оформленная как прямой вопрос (а не "хвостатый"), не отражает сочувствия. На вопрос "Что случилось?" дети обычно отвечают: "Ничего!", а если сказать "Что-то случилось..." или "Что-то случилось, так ведь?", то ребёнку будет легче начать рассказывать о произошедшем.
3. После каждой своей реплики выдерживайте паузу, чтобы ребёнок осмыслил ваши слова, понял, что за чувства он переживает, и ощутил, что вы - рядом с ним, вы его понимаете. Если он смотрит не на вас, а в сторону или "вглубь себя" - молчите и не мешайте, он думает. Не требуйте от него моментальной реакции - это же ребёнок, такая ситуация может быть для него первым опытом, он должен всё прочувствовать, осмыслить, понять. Одной из страшных ошибок моего отца было то, что он во время своих нотаций всегда требовал смотреть в глаза, как-то реагировать на его слова - например, кивать и поддакивать. Угу, а когда мой брат таки смотрел в его глаза, его же обвиняли в наглости... Ну ладно, это частный случай и больная тема.
4. Если у вас мало времени - лучше не начинайте слушать. А то и вы будете дёргаться, и ребёнок разочаруется, что вы его обрываете на полуслове. Однако, не отмахивайтесь от него а-ля "Не сейчас, не видишь, я занят!". Объясните, что у вас сейчас важное дело, но вот вы его закончите, тогда сядете вместе и всё обсудите. И то - не увлекайтесь таким "кормлением завтраками". А если уж накормили - будьте добры, исполняйте обещание.
Если родители будут активно слушать ребёнка, то некоторые свои проблемы он сможет решить и сам. Ведь всё, что ему необходимо, это - моральная поддержка. Порой достаточно просто озвучить чувства ребёнка, и он уже знает, что ему делать дальше. Кстати, ещё один плюс этого метода - обратная связь. Дети тоже начинают активно слушать родителей. А если папа или мама отделываются от ребёнка ничего не значащими фразами или ругаются - пусть потом не удивляются, что тот впоследствии будет относиться к ним точно так же. Это как бумеранг - он всегда возвращается.
@темы: поправив очки, выдать что-нибудь с умным видом, цитатсы